Описательно-систематическое направление в школьном естествознании

Учебник Зуева применялся в школах в течение 20–25 лет, но затем его сменили учебники описательно-систематического направления, написанные по западным образцам либо прямо переведённые с немецкого. Это направление, находившее поддержку в официальных кругах, продержалось до конца XIX века и засушило биологические предметы.

Когда-то оно с запозданием отражало уровень науки додарвиновского периода, затем стало искать оправдания в задачах развития у учащихся индуктивного мышления (такова была «метода Любена») и наконец выродилось, опустившись до открытого отрицания царским министерством так называемых методических приёмов и до руководящего указания, гласившего: «...систему естественных предметов можно предлагать учащимся даже прямо для заучивания, как предлагается им пифагорова таблица».

О том, в каком виде воплощался иногда в школе описательно-систематический принцип, в какое иссушающее средство, способное вытравить у детей всякий интерес к живой природе, превращал он школьный курс зоологии, можно судить по приводимым ниже отрывкам из одного широко распространённого в своё время учебника.

Умолчим пока, о каком именно животном (животном, хорошо известном и вполне заслуженно занимающем место во всех школьных программах) идёт речь, и будем читать начало его описания:

«Голова большая удлинённая, четырёхугольная; лоб широкий, плоский; морда толстая, широкая, безволосая, с редкими усами; верхняя челюсть выдаётся над нижнею, подвижной во все стороны; губы мягкие, нос широкий, с широко раскрытыми ноздрями; глаза большие, стоящие далеко один от другого; уши длинные, трубчатой формы, внутри волосистые; на лбу округлые, гладкие, блестящие полые рога, к вершине постепенно утончающиеся...»

На этом можно оборвать цитату, так как упоминание о рогах уже позволяет читателю догадаться, что речь идёт не о ком ином, как о быке обыкновенном. Заметим, что приведённый отрывок составляет приблизительно 1/10 всей статьи о быке, составленной в том же духе и занимающей в учебнике почти полторы страницы убористой печати. Перед нами даже не описание животного, а только по-казённому составленная опись его и существенных и несущественных признаков, не проникнутая какой-нибудь руководящей идеей.

Приведём ещё один отрывок — начало описания одной из любимейших наших птиц:

«Клюв тонкий, при основании широкий, при вершине сильно сжатый, носовые отверстия овальные; при основании клюва тонкие чёрные щетинки. Пальцы, из которых 3 направлены вперёд, а один назад, вооружены длинными когтями; крылья средней величины; хвост несколько округлённый; оперенье довольно плотное, сверху красновато-бурого, а нижняя сторона серовато-белого цвета».

Таким, даже не суконным, а скорее «войлочным» языком рассказывал учебник о соловье.


Образы животных в пословицах и поговорках

Из пушки по воробьям не бьют.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

Чует кошка, чьё мясо съела.

Оружие животных

Подражание не только обезьянья привычка
Подражание не только обезьянья привычка
Подражание живых существ цвету и форме — это, несомненно, самое остроумное ...
«Реактивные» кальмары
«Реактивные» кальмары
Морские головоногие также нападают на противников, используя объятия, и несмотря ...

Книги

Красная книга. Животные мира
Красная книга. Животные мира
Около 100 видов животных и растений исчезают с нашей планеты ежедневно. Это ...
Биологические особенности хищных млекопитающих России
Биологические особенности хищных млекопитающих России
На материалах многолетних полевых и экспериментальных исследований в монографии ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100