Зоология для учителя

Основные принципы систематики насекомых

По многообразию форм класс насекомых превосходит все остальные группы животного мира. Зоологи делят его на два подкласса и на большое количество отрядов.

Как и во всех других группах, в один отряд соединяют формы, которые можно считать более близкими по своему происхождению и которые сходны между собой по целому ряду признаков.

Такими признаками, на основе которых проводится разделение насекомых на отдельные отряды, являются, во-первых, тип развития (неполное или полное превращение), во-вторых, строение ротовых частей и, в-третьих, характер строения крыльев. Особенности строения крыльев отмечаются и в названиях многих отрядов: прямокрылые (сюда относятся кузнечики и саранчовые), сетчатокрылые (златоглазки), перепончатокрылые (пчёлы, осы, муравьи), двукрылые (мухи, комары), жесткокрылые (жуки), чешуекрылые (бабочки).

Современные систематики принимают до 25 отдельных отрядов насекомых — гораздо больше, чем их насчитывали зоологи прошлого столетия, так как некоторые из ранее установленных групп (главным образом прямокрылые и сетчатокрылые) ныне разбиты на несколько отдельных отрядов.

В этой книге мы не даём обзора класса насекомых по отдельным систематическим группам, отсылая интересующихся к специальным руководствам по энтомологии и к определителям.

Для учителя-биолога, проводящего практические работы на пришкольном участке или в колхозном саду, ведущего учащихся на экскурсию в природу или организующего внеклассные занятия по изучению насекомых, важно в первую очередь конкретное знакомство с отдельными представителями мира насекомых из числа наиболее распространённых вредителей сельского хозяйства, переносчиков различных заболеваний, а также из числа насекомых, полезных для нас своей деятельностью.

Важно также непосредственное знакомство и с теми формами, которые представляют интерес со стороны их биологических особенностей («общественные» насекомые, обитатели водоёмов) или могут служить яркими примерами изменчивости, защитных приспособлений, своеобразных особенностей поведения.

При изучении предлагаемых вниманию учителя объектов у него, несомненно, сложится ясное представление о внешних признаках, характеризующих главнейшие отряды, и, встретив на экскурсии незнакомое насекомое, почему-либо привлёкшее к себе внимание учащихся, он сумеет дать им правильный ответ, сказав, например, что это — ночная бабочка, это — древесный клоп, это — жук, и по-видимому хищный, это — похожая на осу муха (у неё ведь только два крыла) и т. д. В данных случаях это будет достаточно точный ответ; учитель разъясняет, что количество отдельных видов насекомых в нашей природе исчисляется многими тысячами и что знать их всех по «имени-отчеству» могут только немногие специалисты-энтомологи — учёные, посвятившие себя изучению мира насекомых.

Затем от примитивного интереса к тому, как называется данное насекомое, внимание учащихся переключается на более глубокие допросы: чем, судя по его поведению, данное насекомое должно питаться, чем и как оно защищает свою жизнь, какое значение имеют его своеобразные телодвижения и т. д.

В таком именно плане и строится в этой книге дальнейшее изложение материала о насекомых.

Но если учитель-биолог заинтересуется и специальным изучением какой-либо группы насекомых, например чешуекрылых (бабочек) или жесткокрылых (жуков), экскурсируя за ними в природу, собирая коллекции и обрабатывая их с помощью определителей, проводя наблюдения в садках, то такая «внешкольная» работа откроет ему путь в область научного исследования, помогая на конкретном местном материале глубже понять общие закономерности жизни природы.

Смотрите также:

Наблюдения над медведкой
Дыхательная система
Шелководство
Грудные конечности
Личинки мух-журчалок