Развитие знаний о природе в эпоху Возрождения

Ко второй половине XV века относится начало новой эпохи в жизни европейских народов, получившей у историков название эпохи Возрождения. Развитие ремёсел и усовершенствование техники привели к усилению значения городов, которые поддерживали королей в их борьбе с феодальными владетелями.

Под властью королей вместо прежних разобщённых княжеств создавались крупные национальные государства, а это способствовало развитию торговых связей и товарообмену. Географические горизонты раздвинулись, и в погоне за наживой корабли европейцев пустились в заморские страны, отыскивая пути в богатую полулегендарную Индию.

Ближайший путь к ней — через страны Ближнего Востока — был в руках арабов; поэтому мореплавателям пришлось искать окольных путей, либо огибая Африку, как это с большим упорством стремились осуществить португальцы, либо двигаясь прямо на запад, как это пытался сделать Колумб, не предвидевший существования материка Америки и открывший острова, получившие название Вест-Индии, то есть «Индии Западной».

Началась эпоха великих географических открытий, положившая вместе с тем начало и эпохе колониализма, только уже в наше время доживающего свои последние дни. За португальцами и испанцами на тот же путь заморских путешествий и колониализма вступили Голландия и Англия. Со всех концов земли в Европу стекались не только золото и драгоценная слоновая кость, не только пряности и прочие колониальные товары (то есть товары из колоний), но и образцы невиданных до той поры диковинных животных и экзотических растений. В этом многообразии форм необходимо было как-то разобраться, привести их в какую-то систему, закрепить за ними новые для слуха непривычные названия.

Для всех этих произведений природы нужно было создать на первых порах хотя бы нечто вроде инвентарной книги, в которой каждое растение и каждое животное нашли бы своё определённое место. Так, собственно впервые после Аристотеля, возродилась зоология как отрасль научного знания.

Чтобы пояснить, почему ранее не возникало такой потребности в систематизации знаний о животных, приведём аналогичный пример из житейской практики. В каждой семье имеется дома какая-то мебель, какое-то количество посуды, белья и платья. Но едва ли кому из нас придёт в голову составлять подробную опись всех этих вещей: в случае надобности мы и так сумеем разобраться в своём хозяйстве просто по памяти. Однако иное дело, когда организуется сложное хозяйство какой-нибудь гостиницы, больницы, интерната; здесь каждая вещь заносится в инвентарную книгу, причём отдельно перечисляются предметы меблировки, отдельно посуда, отдельно белье и так далее; вместе с тем уточняется и их номенклатура, то есть в инвентарь вписываются не просто «шкафы», а «шкафы книжные», «шкафы посудные» и так далее.

Нечто подобное пришлось провести и при первоначальной систематизации накопившегося зоологического и ботанического материала, который уже нелегко было удержать в памяти и для которого уже недоставало привычных и общеизвестных названий.


← Предыдущая статья
«Физиологи» и «Бестиарии»
Следующая статья →
Карл Линней и его «Система природы»

Образы животных в пословицах и поговорках

Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Отольются волку овечьи слёзки.

Оружие животных

Самокалечение
Самокалечение
Один из своеобразных способов пассивной защиты, уже наполовину являющийся ...
Водные «динамомашины»
Водные «динамомашины»
Одним из самых интересных видов охотничьего оружия, используемого при добывании ...

Книги

Очерки о животных нашей страны
Очерки о животных нашей страны
Книга посвящена главным образом животным СССР и пред­назначена для широкого ...
Пинагор Баренцева моря и сопредельных вод
Пинагор Баренцева моря и сопредельных вод
В монографии обобщены сведения о биологии и хозяйственном использовании ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2025. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100