Начиная с середины прошлого столетия, в связи с бурным развитием техники, лошадь утрачивает постепенно ту совершенно исключительную роль, которую она в течение многих столетий выполняла в качестве основной тягловой силы на транспорте и в сельском хозяйстве.
Разрастание железнодорожной сети отодвинуло в прошлое ямскую гоньбу и бесконечные обозы на главных магистралях страны (вспомним знаменитый гоголевский образ «тройки-птицы», вспомним, какое видное место принадлежало тройке и ямщику в творчестве русских поэтов и композиторов прошлого). На рубеже последних столетий ямщицкие тарантасы и брички ещё связывали уездные города с их губернскими центрами, но затем и отсюда их вытеснил автотранспорт.
В течение полувека совершенно изменился вид людных улиц в больших городах, на которых, вместо прежних легковых и ломовых извозчиков, собственных колясок богачей и начальства и медленно ползущих конок, появились электрические трамваи и троллейбусы, автобусы, легковые и грузовые автомашины. А на полях после организации колхозов появились трактора и самоходные комбайны и исчезла надобность в Сивках и Саврасках, которые во времена А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова тащили по пашням соху или борону.
Однако и при общем сокращении количества конского поголовья в нашей стране лошадь, в зависимости от тех или иных местных условий, ещё на долгое время сохранит своё важное народнохозяйственное значение. Её пока трудно заменить на узких горных тропах и вообще в сильно пересеченной местности, где мало колёсных дорог и где лошадь служит верховым и вьючным животным. Лошадью пользуются и при обработке горных склонов, к которым не приспособлены трактора.
При переездах и перевозках на короткие расстояния и удобнее и выгоднее бывает использовать лошадиную силу, чем иметь дело с автомашинами, требующими привозного горючего.
Наконец, и в военном деле при всем мощном развитии новой техники кавалерийские части и теперь не могут быть «исключены из списков» наших вооружённых сил: в условиях пересеченной местности и бездорожья, препятствующих продвижению моторизованных частей, остаётся незаменимой кавалерийская лошадь, хорошо тренированная, послушная всаднику и вместе с тем способная и сама применяться к обстоятельствам.
В результате наблюдаемое за последние десятилетия снижение конского поголовья в нашей стране оказывается количественным, а не качественным: исчезли с лица земли прежние слабосильные деревенские и извозчичьи клячи, но зато появилось несколько новых отечественных пород.
Из этих новых пород остановимся на двух.
Владимирские тяжеловозы (рис. 451) были получены путём скрещивания клейдесдалей и английских шайров с местными лошадьми в условиях хорошего кормления. Это крупные, сильные и очень работоспособные лошади, могущие возить груз до 16 т (владимирский жеребец Легион).
Вуденновская порода была создана при скрещивании старой донской казачьей породы с так называемой чистокровной верховой, происходящей из Англии. Разводится она в условиях культурно-табунного содержания, когда лошади почти целый год находятся под открытым небом и ставятся в конюшню только в снежные бураны, обильные снегопады и сильные морозы.
В основе это кавалерийская лошадь. На конях этой породы в Великую Отечественную войну наша кавалерия совершала форсированные марши по 100–120 км в сутки с боями и по труднопроходимой местности. Но вместе с тем лошади будённовской породы могут быть использованы и на лёгких сельскохозяйственных работах и в упряжке.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Когда влюбишься, и мартышка покажется красивой; когда не любишь, и от лотоса отвернёшься.
Чует волк, где добыча.