Сложность проблемы перелётов

Для того чтобы в какой-то мере представить себе, как воспринимают птицы окружающий их мир, мы должны учитывать особенности строения нервной системы птиц (сильное развитие мозговых полушарий и мозжечка, острота зрения) в связи с особенностями их образа жизни (свободное перемещение по воздуху в различных направлениях).

Один из ведущих наших орнитологов проф. Н. А. Гладков, специально изучающий закономерности гнездового консерватизма и сезонных миграций птиц, считает, что, у птиц, свободно перемещающихся в трёхмерном пространстве (в которое входят также солнце и звезды), выработалось недоступное нам чувство пространства как особая система восприятия мира, система, возможно, не столько морфологическая, сколько биофизическая, которой не обладают наземные существа, передвигающиеся по двухмерным поверхностям.

И автор высказывает предположение, что понять закономерности поведения птиц при полете помогут методы биофизики, но «эти методы далеко выходят за пределы тех возможностей, которыми располагает натуралистическая орнитология».

Далее проф. Н. А. Гладков пишет «о большом разнообразии ориентировки (у птиц) и об опасности механического перенесения выводов из наблюдений над одними видами к другим видам и с одних условий на другие условия».

Сложный комплекс явлений, связанных с сезонными миграциями птиц, и противоречия в фактическом материале, сообщаемые отдельными авторами, — все это наводит на мысль, что развитие перелётов у птиц не протекало по единому руслу, а в разных случаях шло различными путями, которые под воздействием естественного отбора привели к сходным результатам — к созданию у птиц из различных систематических групп биологической приспособленности к периодической смене времён года.

Таким образом, явление перелётов птиц мы можем рассматривать как адаптивную конвергенцию норм поведения у птиц различного происхождения, сложившуюся у них в условиях зимней бескормицы в местах их гнездовья и летнего местопребывания. Такое явление вполне аналогично приспособительной конвергенции, которая в одинаковых условиях водной среды создала общий внешний облик у акулы, ихтиозавра и дельфина, причём, как известно, сходная обтекаемая форма тела создавалась у этих животных различными путями, на различной морфологической основе и не привела к их тождеству.

Явления конвергенции широко распространены в мире пернатых (внешнее сходство между журавлями и цаплями, стрижами и ласточками — птицами, принадлежащими к различным отрядам). Подобное же конвергентное сходство, также не сводимое к тождеству, мы вправе видеть и в явлениях сезонных перелётов птиц, а потому едва ли возможно всю сложность данной проблемы и её противоречивый фактический материал уложить в рамку какого-либо одностороннего объяснения и видеть в нем единственный ключ для раскрытия всех тайн перелётов у птиц во всей их многогранности.


Образы животных в пословицах и поговорках

Дай курице грядку — изроет весь огород.

Кулик да гагара — два сапога пара.

Тощая собака — позор для хозяина.

Оружие животных

Рог вместо пушечного ядра
Рог вместо пушечного ядра
Прекрасный орган защиты и нападения — рога. На лбу у некоторых животных вырастают ...
Личинка в «маске»
Личинка в «маске»
Стыдливый краб получил своё название за то, что он «стыдливо» держит перед ...

Книги

Физиология человека и животных
Физиология человека и животных
Настоящая книга содержит полный курс лекций по физиологии человека и животных ...
Орлы. Ястребы. Соколы. Мини-энциклопедия
Орлы. Ястребы. Соколы. Мини-энциклопедия
В книге, которую вы держите в руках, приводятся сведения об около 180 видах пернатых ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2025. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100