Систематическое положение современных «лёгочных» рыб

Когда австралийский рогозуб, американский и африканский чешуйчатники были признаны рыбами, в этих «живых ископаемых» стали видеть уцелевших представителей той группы, от которой ещё в палеозойскую эру произошли древнейшие земноводные. Однако очень существенные морфологические признаки, в особенности различия в строении черепа и конечностей у тех и у других, не подтвердили предположения об их действительной родственной близости.

Теперь двоякодышащих рыб выделяют в особый подкласс. У них сохранились многие черты примитивной организации (основным скелетом на всю жизнь у них осталась хорда), поэтому их нельзя считать высшей группой среди других рыб, стоящей как бы на грани перехода в класс земноводных.

В действительности это древняя группа (рис. 98), специализированная в особом направлении: выработавшаяся у них способность временно обходиться без жаберного дыхания, переживая неблагоприятные условия жаркого или засушливого сезона, дала им возможность существовать в таких водоёмах, где не могут выжить другие рыбы, но не подняла их на более высокую ступень организации и не вывела их из воды на сушу.

Совершенно независимо от линии развития двоякодышащих сходное приспособление к воздушному дыханию развилось и у африканских многопёров, относящихся уже к другому подклассу (пример конвергенции). До недавнего времени многие учёные видели в многопёрах уже более близких родичей тех древних рыб, от которых произошли амфибии; однако более тщательное изучение их морфологии заставило отказаться от такого предположения.

И теперь можно считать установленным, что истинных предков амфибий следует искать среди ископаемых пресноводных рыб девонского периода, принадлежавших к почти вымершей теперь группе кистепёрых.

Судя по местам их захоронения, эти рыбы также жили в условиях засушливого климата и должны были обладать примитивными лёгкими, позволявшими им мириться с временным обмелением и пересыханием водоёмов. Однако, в отличие от двоякодышащих, потомки этих лёгочных рыб в своём дальнейшем развитии не остановились на полдороге и перешли уже к активной жизни в наземной среде, дав начало древним амфибиям.

Таким образом, в процессе исторического развития класса рыб под влиянием сходных условий, но совершенно независимо друг от друга возникли три отдельные группы рыб, способные временно переходить на лёгочное дыхание, и мы можем объединить их под общим названием «лёгочные рыбы», помня, однако, что этим именем обозначается не систематическая группа (подкласс или отряд), а особый экологический тип, или жизненная форма (подобно тому как в ботанике говорится о деревьях, кустарниках и травах, причём в понятие «деревья» входят и голосеменные — сосна и ель, и покрытосеменные — берёза и рябина, относящиеся к разным семействам).

Нижние челюсти ископаемого (А) и современного (Б) рогозуба
Рис. 98. Нижние челюсти ископаемого (А) и современного (Б) рогозуба

← Предыдущая статья
Африканские многопёры
Следующая статья →
Невиданная рыба

Образы животных в пословицах и поговорках

Заговелась лиса — загоняй гусей.

Мастер из печёного яйца цыплёнка вытащит.

С волками жить — по-волчьи выть.

Оружие животных

Больше умом, нежели силой
Больше умом, нежели силой
Пассивная защита зачастую выражается в инстинктивном поведении. Не только ...
Верхом на муравье
Верхом на муравье
Одним из своеобразных примеров симбиоза животных является жук-гусар, ...

Книги

Птицы Себежского Поозерья и национального парка Себежский. В 2 частях. Часть 2
Птицы Себежского Поозерья и национального парка Себежский. В 2 частях. Часть 2
Во второй части монографии в видовых очерках приведены материалы по особенностям ...
Жизнь животных. В 10 томах. Том 3. Млекопитающие. Л-О
Жизнь животных. В 10 томах. Том 3. Млекопитающие. Л-О
Имя Альфреда Брема, знаменитого путешественника и знатока животного мира, ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100