Систематическое положение современных «лёгочных» рыб

Когда австралийский рогозуб, американский и африканский чешуйчатники были признаны рыбами, в этих «живых ископаемых» стали видеть уцелевших представителей той группы, от которой ещё в палеозойскую эру произошли древнейшие земноводные. Однако очень существенные морфологические признаки, в особенности различия в строении черепа и конечностей у тех и у других, не подтвердили предположения об их действительной родственной близости.

Теперь двоякодышащих рыб выделяют в особый подкласс. У них сохранились многие черты примитивной организации (основным скелетом на всю жизнь у них осталась хорда), поэтому их нельзя считать высшей группой среди других рыб, стоящей как бы на грани перехода в класс земноводных.

В действительности это древняя группа (рис. 98), специализированная в особом направлении: выработавшаяся у них способность временно обходиться без жаберного дыхания, переживая неблагоприятные условия жаркого или засушливого сезона, дала им возможность существовать в таких водоёмах, где не могут выжить другие рыбы, но не подняла их на более высокую ступень организации и не вывела их из воды на сушу.

Совершенно независимо от линии развития двоякодышащих сходное приспособление к воздушному дыханию развилось и у африканских многопёров, относящихся уже к другому подклассу (пример конвергенции). До недавнего времени многие учёные видели в многопёрах уже более близких родичей тех древних рыб, от которых произошли амфибии; однако более тщательное изучение их морфологии заставило отказаться от такого предположения.

И теперь можно считать установленным, что истинных предков амфибий следует искать среди ископаемых пресноводных рыб девонского периода, принадлежавших к почти вымершей теперь группе кистепёрых.

Судя по местам их захоронения, эти рыбы также жили в условиях засушливого климата и должны были обладать примитивными лёгкими, позволявшими им мириться с временным обмелением и пересыханием водоёмов. Однако, в отличие от двоякодышащих, потомки этих лёгочных рыб в своём дальнейшем развитии не остановились на полдороге и перешли уже к активной жизни в наземной среде, дав начало древним амфибиям.

Таким образом, в процессе исторического развития класса рыб под влиянием сходных условий, но совершенно независимо друг от друга возникли три отдельные группы рыб, способные временно переходить на лёгочное дыхание, и мы можем объединить их под общим названием «лёгочные рыбы», помня, однако, что этим именем обозначается не систематическая группа (подкласс или отряд), а особый экологический тип, или жизненная форма (подобно тому как в ботанике говорится о деревьях, кустарниках и травах, причём в понятие «деревья» входят и голосеменные — сосна и ель, и покрытосеменные — берёза и рябина, относящиеся к разным семействам).

Нижние челюсти ископаемого (А) и современного (Б) рогозуба
Рис. 98. Нижние челюсти ископаемого (А) и современного (Б) рогозуба

← Предыдущая статья
Африканские многопёры
Следующая статья →
Невиданная рыба

Образы животных в пословицах и поговорках

За гриву не удержался — за хвост не удержишься.

Метил в ворону — попал в корову.

Хороший кузнец и лягушку подкуёт.

Оружие животных

Копыто — эффективное оружие защиты
Копытоэффективное оружие защиты
Копыта, покрывающие концы пальцев копытных животных, пригодны не только для ...
Пляска святого Витта
Пляска святого Витта
Если повнимательнее разглядеть паука, можно заметить, что на его голове находятся ...

Книги

Субтропики. Великое искусство маскировки
Субтропики. Великое искусство маскировки
Хотите узнать интереснейшие подробности о жизни животных, обитающих в ...
Спутник следопыта
Спутник следопыта
Эта книга — один из самых известных справочников серди любителей природы и ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2025. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100