«Ступени развития» по Ламарку

Для Ламарка, автора первой последовательно разработанной теории эволюции животного мира, одновременное существование и высокоорганизованных и низших животных не только не противоречило идее развития, но и послужило основой для его теоретических построений.

В те времена в науке ещё господствовало ошибочное представление о самозарождении низших организмов, а потому инфузории и другие микроскопически мелкие существа представлялись новичками в нашем мире, не имеющими за собой никакого исторического прошлого и ещё «не успевшими» подняться на более высокую ступень развития. Что же касается животных более сложного строения, то в них Ламарк видел изменившихся потомков простейших организмов, зародившихся на Земле в более давние времена, а общее повышение их организации объяснял «стремлением к прогрессу», якобы свойственным всей живой природе, или иначе — принципом «градации», то есть восхождения по ступеням лестницы (общеизвестное слово «градус» по латыни прежде всего означало «ступеньку»).

Значительно позже — уже в эпоху Дарвина и Пастера — те же воззрения, и притом в ещё более определённой форме, пытался отстаивать авторитетный в то время ботаник-морфолог проф. К. Негели.

«Теперешняя флора и фауна, — писал этот учёный уже в 1865 году, — не имели бы низших организмов, если бы царства (растительное и животное) происходили от одной только, явившейся вначале клеточки — первообраза. Но если, как я старался доказать, произвольное зарождение имело место во все времена, то и постоянно должны были существовать все формы организации от самых низших до самых высших, так как развитие рядов постоянно начиналось снова и проходило восходящие ряды, которые уподоблялись прежним, но, вследствие переменившихся обстоятельств, являлись в изменённой форме»

Мы видим, что в представлении и Ламарка и Негели животный мир рисовался чем-то вроде хорошо укомплектованной школы, которая ежегодно производит приём новичков в начальные классы, а затем последовательно ведёт их по всем ступеням обучения согласно утверждённому учебному плану, причём, как правило, учащиеся разных возрастных групп не были связаны какими-либо степенями кровного родства.


Образы животных в пословицах и поговорках

Видит волк козу — забыл и грозу.

Либо корму жалеть, либо лошадь.

Сорока на хвосте принесла.

Оружие животных

Больше умом, нежели силой
Больше умом, нежели силой
Пассивная защита зачастую выражается в инстинктивном поведении. Не только ...
Пауки-бокоходы и пауки-душители
Пауки-бокоходы и пауки-душители
Членистоногие не чуждаются того, чтобы поймать и уничтожить добычу, используя ...

Книги

Зоология беспозвоночных
Зоология беспозвоночных
В учебнике рассмотрены основные систематические категории беспозвоночных ...
Пресноводные и морские животные Камчатки. Рыбы, крабы, моллюски, иглокожие, морские млекопитающие
Пресноводные и морские животные Камчатки. Рыбы, крабы, моллюски, иглокожие, морские млекопитающие
Кратко описаны морфологические отличия и особенности биологии и экологии ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100