Ступенчатое многообразие животного мира

Проведённый нами обзор животного царства по отдельным типам и классам прежде всего показывает, что в состав современной нам фауны входят группы, которые по высоте своей организации, или, как выражались встарь, по «совершенству» своего строения, занимают самые различные ступени в общей системе животного мира.

Мы видели здесь тип простейших, которые в своём развитии не продвинулись далее одноклеточных форм, то есть наиболее примитивного типа строения. Многочисленные в современной водной фауне, и особенно в морях и океанах, кишечнополостные почему-то так и «не доросли» до образования у них третьего, мезодермального слоя и сохранили двуслойный тип строения, морфологически соответствующий зародышевой стадии гаструлы высших животных.

А наряду с этими примитивными группами мы видели в современной фауне и животных, которые по общему уровню своей организации, по «совершенству» своего строения стоят уже на высших ступенях «лестницы живых существ», а в истории Земли появились в более поздние эпохи.

В стародавние времена, когда в науке и в философии господствовали метафизические представления о неизменности природы, ступенчатое распределение организмов «от не столь совершенных к более совершенным и совершеннейшим» объяснялось очень просто: в нем видели выражение того иерархического порядка, который был установлен ещё при «сотворении мира», когда, согласно библейскому повествованию, были созданы сначала растения, а вслед за тем «гады», «киты» и прочая водная живность и, наконец, уже четвероногие звери, причём всем этим тварям было повелено размножаться «по роду их», то есть на том уровне совершенства, какой им был дан в «дни творения».

Но не так легко оказалось понять и правильно объяснить одновременное существование в животном мире и высших и примитивных типов организации с позиций эволюционной теории, в свете учения об историческом процессе развития живой природы.

Почему, в самом деле, процесс эволюции, ведущий органические формы по пути прогресса, протекал в различных систематических группах в таких совершенно несоизмеримых между собой темпах, возводя одни из них на вершины зоологической системы, а другие оставляя на низших ступенях организации? И какая судьба ожидает в будущем группы, которые «замешкались» на низших ступенях организации?

И любознательные школьники нередко задают своим учителям недоуменный вопрос: «Если всё развивается, то почему же амёба так и остаётся амёбой? И могут ли когда-нибудь в будущем из амёбы развиться какие-нибудь многоклеточные животные?»

Небольшой экскурс в область истории научно покажет, что удовлетворительный ответ на такие вопросы был найден далеко не сразу.


← Предыдущая статья
«Животные беспозвоночные»
Следующая статья →
«Ступени развития» по Ламарку

Образы животных в пословицах и поговорках

Каждый кулик в своём болоте велик.

Не первую зиму волку зимовать.

Рыба с головы гниёт.

Оружие животных

Втянув голову и хвост
Втянув голову и хвост
Среди позвоночных встречаются животные с панцирем. Их панцирный покров состоит ...
Паук с лассо
Паук с лассо
Паук мастофора охотится с помощью паутинной нити, напоминающей лассо — ...

Книги

Экскурсионный определитель птиц европейской части СССР
Экскурсионный определитель птиц европейской части СССР
Москва, 1960 год. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства ...
Адаптации хальцидоидных наездников к паразитированию на ложнощитовках в условиях различных широт
Адаптации хальцидоидных наездников к паразитированию на ложнощитовках в условиях различных широт
Монография представляет собой результат многолетних исследований ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100