Это были первые и пока ещё очень несовершенные попытки использовать добытые научным исследованием сведения в интересах сельскохозяйственной практики. Но когда, таким образом, связь между наукой и практикой оказалась установленной, тогда уже требования практики начинают направлять научное исследование на разрешение вопросов, имеющих значение для сельского хозяйства.
В результате и теория и практика приходят здесь к тому единству, при котором выигрывают обе стороны. Запросы практики направляют теорию на путь более глубокого и разностороннего изучения отдельных форм вредителей и их взаимоотношений с другими факторами окружающей среды. Теория обогащается новыми фактами и выводами, а практика получает возможность использовать эти факты для выработки наиболее действенных и научно обоснованных методов борьбы с вредителями растений и защиты урожая от грозящих ему потерь.
Позднее — с конца прошлого столетия — начала выясняться ещё другая сторона вредной деятельности многих насекомых: их роль в распространении таких тяжёлых заболеваний, как малярия, сыпной и возвратный тиф, пендинская язва, африканская сонная болезнь и других.
Здесь только тесное содружество теории и практики вооружило человечество профилактическими мерами борьбы с названными болезнями и вместе с тем расширило и углубило наши знания по систематике и биологии возбудителей и переносчиков этих заболеваний.
Подобным же образом были изучены насекомые-паразиты и переносчики заболеваний наших сельскохозяйственных животных.
А для того чтобы широкие слои населения могли сознательно отнестись к проведению мероприятий по защите урожая и по охране здоровья человека и его домашних животных, наша школа должна, хотя бы на нескольких конкретных примерах, знакомить подрастающие поколения с наиболее заметными или распространёнными вредителями из мира насекомых и на них показывать, как знание биологии вредителя открывает нам возможности для успешной борьбы с ним или для его полной ликвидации.
Те сведения по насекомым-вредителям, которые читатель найдёт в дальнейшем изложении, отнюдь не претендуют на то, чтобы заменить собой специальные пособия на эту тему, выпускаемые издательствами сельскохозяйственной литературы, где описывается гораздо большее количество вредителей различных культур и гораздо полнее указываются разнообразные меры борьбы, применяемые в различных условиях.
Кроме того, в нашей книге подбор изучаемого материала в значительной мере продиктован дидактическими требованиями, а описываемые виды рассматриваются не только как вредители, которых следует уничтожать, по и как зоологические объекты, на которых попутно могут быть раскрыты или проиллюстрированы те или иные общебиологические положения.
Каждый отдельный вид не только вредит той или иной культуре, но и обладает теми или иными защитными приспособлениями, иллюстрирует зависимость организма от условий его существования, а в некоторых частных случаях даёт благодатный материал для ознакомления с внутривидовой изменчивостью, явлениями миграции и так далее.
Изучение вредителей, а также и борьбу с ними следует начать с самой ранней весны — задолго до появления на деревьях листьев. Особенное внимание в это время следует обратить на плодовый сад.
Была бы свинка, будет и щетинка.
Конь бежит — земля дрожит.
Старая собака понапрасну не лает.