Пути изучения внутреннего мира насекомых

По сложности поведения многие насекомые не уступают высшим позвоночным. Но общий тип строения членистоногих и позвоночных совершенно различен; различны по своему строению и аналогичные органы у животных той и другой групп.

Но строение органа и его функции теснейшим образом связаны между собой, и мы не имеем права «очеловечивать» насекомое очеловечивать в том смысле, что если у него есть орган зрения, то и зримый мир представляется ему в том же виде, в каком он раскрывается перед нашими глазами.

И если согласно поговорке даже человеческая «чужая душа» часто бывает для нас «потёмками», то нам гораздо труднее «влезть в хитиновую шкурку» насекомого, чтобы постигнуть, каким представляется ему окружающий его «мир», и уже совсем невозможно за него «думать» и «рассуждать», стараясь понять его поведение, зависящее от деятельности его надглоточного и подглоточного нервных узлов, или его «головного мозга», совсем не похожего на наш собственный или на мозг собаки.

Однако у нас есть иные пути для создания объективного представления о функциях органов чувств и о психической жизни животных. Теперь значительно продвинулось изучение органов чувств насекомых, и это позволяет нам более ясно представить их функции и их роль в жизни этих своеобразных существ. Накопилась огромная литература по изучению внешнего поведения насекомых как в условиях лабораторных экспериментов (подчас с применением сложнейшей аппаратуры, вплоть до катодного осциллографа), так и в полевых условиях.

Конечно, мы не имеем возможности осветить эту тему во всей её глубине и подробностях. В статьях, посвящённых пчёлам, осам и муравьям, читатель найдёт сведения, относящиеся к поведению этих насекомых. Здесь же мы остановим внимание на строении и функциях главнейших органов чувств, связывающих насекомых с внешней средой, и прежде всего на частично уже рассмотренных органах зрения и органах обоняния и осязания.


Образы животных в пословицах и поговорках

Дай курице грядку — изроет весь огород.

Метил в ворону — попал в корову.

Не учи козу: сама с воза стащит.

Оружие животных

Клетки с гарпуном
Клетки с гарпуном
Среди активно защищающихся животных особого внимания заслуживают стрекающие ...
Брызгун обыкновенный
Брызгун обыкновенный
В чистых реках Восточной Индии, Северной Австралии и Новой Зеландии, в ...

Книги

Птицы
Птицы
Человека всегда тянуло в небо. Вероятно, этим и объясняется его интерес к птицам — ...
Знаки, символы, языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей
Знаки, символы, языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей
В настоящей книге с позиции биолога рассматриваются некоторые наиболее ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2025. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100