Карл Линней и его «Система природы»

Разобраться во всем многообразии растительного и животного мира, которое раскрывалось в поступавших из разных стран гербариях и коллекциях, было нелёгкой задачей. Над её разрешением трудилось не одно поколение исследователей, и только к середине XVIII века она получила прочную научную основу в трудах великого шведского натуралиста Карла Линнея (1708–1778).

Ими, с одной стороны, завершается период первоначального накопления фактического материала, а с другой — начинается разработка той стройной системы животного мира, которая, развиваясь и совершенствуясь, становится основным направляющим стержнем и для нашей современной зоологической науки.

Знаменитая «Система природы» в первом издании, вышедшем в 1735 году, была ещё тоненькой книжкой, всего лишь в 32 страницы, хотя и большого формата. Однако в дальнейшем Линней неустанно работал над расширением и улучшением своего труда, который в 13-м издании — последнем, вышедшем при жизни автора, содержал уже 1326 печатных страниц.

«Деятельность Линнея была подобна свежему воздуху, который развеял туман и открыл взору дали, залитые солнечным светом», — так писал в начале нашего века автор капитальной биографии Линнея Т. М.-Фриз.

Однако уже в более близкие к нам времена некоторые авторы пытались отрицать положительную роль Линнея как реформатора науки. Поводом для развенчания Линнея послужило известное высказанное им положение: «Видов столько, сколько различных форм произвёл в начале мира всемогущий». На этом основании метафизик и креационист Линней противопоставлялся не только появившемуся столетием позже Дарвину, но и Бюффону, который, будучи современником Линнея, в своей «Естественной истории» допускал возможность изменения животных при изменении условий их существования на Земле.

Мало того, Линнею ставилось в вину и его поповское происхождение (отец его был сельским пастором). В учебном пособии, изданном в 1937 году в качестве дополнения к школьному учебнику зоологии М. Я. Цузмера, учащиеся VI класса читали такие строки. «Линней выполнял „социальный заказ“ своих господ, проводя в целом труде о классах, отрядах и видах реакционное мировоззрение. Он ублажал эксплуататоров, пановствующих учёных и богатых покровителей науки и искусств» (разрядка подлинника).

Указывалось также на то, будто система, которую создавал Линней, была искусственной и не отражала истинных закономерностей природы, что понятие о виде как основной единице систематики ещё в XVII веке было установлено англичанином Реем. Таким образом, за Линнеем признавалась только заслуга введения в ботанику и зоологию очень удобной бинарной (двойной) номенклатуры, при которой перед видовым названием обязательно ставится и название соответствующего рода (Felis leo — лев, Felis tigris — тигр, Felis pardus — пантера), а это, по мнению запоздалых критиков Линнея, было только ценным рационализаторским предложением, относящимся к технике описательной работы, а вовсе не реформой науки.


Образы животных в пословицах и поговорках

Знай, сверчок, свой шесток.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

С волками жить — по-волчьи выть.

Оружие животных

В раковине и без
В раковине и без
Легкоранимое мягкое тело моллюсков (мягкотелых) защищено от механического, ...
Скорость 120 километров в час
Скорость 120 километров в час
Если после неудавшегося захвата нападающий отказывается от борьбы, то могущее ...

Книги

Птицы Крымского полуострова
Птицы Крымского полуострова
Книга посвящена птицам Крымского полуострова. Во введении дан краткий обзор ...
Цикадовые (Homoptera, Auchenorrhyncha) Западной Беларуси
Цикадовые (Homoptera, Auchenorrhyncha) Западной Беларуси
Цикадовые (Homoptera, Auchenorrhyncha) представляют собой один из подотрядов хоботных ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100