Карл Линней и его «Система природы»

Разобраться во всем многообразии растительного и животного мира, которое раскрывалось в поступавших из разных стран гербариях и коллекциях, было нелёгкой задачей. Над её разрешением трудилось не одно поколение исследователей, и только к середине XVIII века она получила прочную научную основу в трудах великого шведского натуралиста Карла Линнея (1708–1778).

Ими, с одной стороны, завершается период первоначального накопления фактического материала, а с другой — начинается разработка той стройной системы животного мира, которая, развиваясь и совершенствуясь, становится основным направляющим стержнем и для нашей современной зоологической науки.

Знаменитая «Система природы» в первом издании, вышедшем в 1735 году, была ещё тоненькой книжкой, всего лишь в 32 страницы, хотя и большого формата. Однако в дальнейшем Линней неустанно работал над расширением и улучшением своего труда, который в 13-м издании — последнем, вышедшем при жизни автора, содержал уже 1326 печатных страниц.

«Деятельность Линнея была подобна свежему воздуху, который развеял туман и открыл взору дали, залитые солнечным светом», — так писал в начале нашего века автор капитальной биографии Линнея Т. М.-Фриз.

Однако уже в более близкие к нам времена некоторые авторы пытались отрицать положительную роль Линнея как реформатора науки. Поводом для развенчания Линнея послужило известное высказанное им положение: «Видов столько, сколько различных форм произвёл в начале мира всемогущий». На этом основании метафизик и креационист Линней противопоставлялся не только появившемуся столетием позже Дарвину, но и Бюффону, который, будучи современником Линнея, в своей «Естественной истории» допускал возможность изменения животных при изменении условий их существования на Земле.

Мало того, Линнею ставилось в вину и его поповское происхождение (отец его был сельским пастором). В учебном пособии, изданном в 1937 году в качестве дополнения к школьному учебнику зоологии М. Я. Цузмера, учащиеся VI класса читали такие строки. «Линней выполнял „социальный заказ“ своих господ, проводя в целом труде о классах, отрядах и видах реакционное мировоззрение. Он ублажал эксплуататоров, пановствующих учёных и богатых покровителей науки и искусств» (разрядка подлинника).

Указывалось также на то, будто система, которую создавал Линней, была искусственной и не отражала истинных закономерностей природы, что понятие о виде как основной единице систематики ещё в XVII веке было установлено англичанином Реем. Таким образом, за Линнеем признавалась только заслуга введения в ботанику и зоологию очень удобной бинарной (двойной) номенклатуры, при которой перед видовым названием обязательно ставится и название соответствующего рода (Felis leo — лев, Felis tigris — тигр, Felis pardus — пантера), а это, по мнению запоздалых критиков Линнея, было только ценным рационализаторским предложением, относящимся к технике описательной работы, а вовсе не реформой науки.


Образы животных в пословицах и поговорках

Жаловалась овца волку на плохое житьё.

Не всякая собака кусает, которая лает.

Свинья грязи найдёт.

Оружие животных

Катящийся кусок
Катящийся кусок
У подвергшегося нападению животного незащищённые поверхности обычно ...
Смертоносный свет
Смертоносный свет
В течение длительного времени остаётся спорным вопрос, изобретательно ли ...

Книги

Экскурсионный определитель птиц европейской части СССР
Экскурсионный определитель птиц европейской части СССР
Москва, 1960 год. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства ...
Протисты. Руководство по зоологии. Часть 3
Протисты. Руководство по зоологии. Часть 3
Третья часть Руководства по зоологии «Протисты. 3» завершает сводку по протистам.

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100