Карл Линней и его «Система природы»

Разобраться во всем многообразии растительного и животного мира, которое раскрывалось в поступавших из разных стран гербариях и коллекциях, было нелёгкой задачей. Над её разрешением трудилось не одно поколение исследователей, и только к середине XVIII века она получила прочную научную основу в трудах великого шведского натуралиста Карла Линнея (1708–1778).

Ими, с одной стороны, завершается период первоначального накопления фактического материала, а с другой — начинается разработка той стройной системы животного мира, которая, развиваясь и совершенствуясь, становится основным направляющим стержнем и для нашей современной зоологической науки.

Знаменитая «Система природы» в первом издании, вышедшем в 1735 году, была ещё тоненькой книжкой, всего лишь в 32 страницы, хотя и большого формата. Однако в дальнейшем Линней неустанно работал над расширением и улучшением своего труда, который в 13-м издании — последнем, вышедшем при жизни автора, содержал уже 1326 печатных страниц.

«Деятельность Линнея была подобна свежему воздуху, который развеял туман и открыл взору дали, залитые солнечным светом», — так писал в начале нашего века автор капитальной биографии Линнея Т. М.-Фриз.

Однако уже в более близкие к нам времена некоторые авторы пытались отрицать положительную роль Линнея как реформатора науки. Поводом для развенчания Линнея послужило известное высказанное им положение: «Видов столько, сколько различных форм произвёл в начале мира всемогущий». На этом основании метафизик и креационист Линней противопоставлялся не только появившемуся столетием позже Дарвину, но и Бюффону, который, будучи современником Линнея, в своей «Естественной истории» допускал возможность изменения животных при изменении условий их существования на Земле.

Мало того, Линнею ставилось в вину и его поповское происхождение (отец его был сельским пастором). В учебном пособии, изданном в 1937 году в качестве дополнения к школьному учебнику зоологии М. Я. Цузмера, учащиеся VI класса читали такие строки. «Линней выполнял „социальный заказ“ своих господ, проводя в целом труде о классах, отрядах и видах реакционное мировоззрение. Он ублажал эксплуататоров, пановствующих учёных и богатых покровителей науки и искусств» (разрядка подлинника).

Указывалось также на то, будто система, которую создавал Линней, была искусственной и не отражала истинных закономерностей природы, что понятие о виде как основной единице систематики ещё в XVII веке было установлено англичанином Реем. Таким образом, за Линнеем признавалась только заслуга введения в ботанику и зоологию очень удобной бинарной (двойной) номенклатуры, при которой перед видовым названием обязательно ставится и название соответствующего рода (Felis leo — лев, Felis tigris — тигр, Felis pardus — пантера), а это, по мнению запоздалых критиков Линнея, было только ценным рационализаторским предложением, относящимся к технике описательной работы, а вовсе не реформой науки.


Образы животных в пословицах и поговорках

Знай, сверчок, свой шесток.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

Чует волк, где добыча.

Оружие животных

Копыто — эффективное оружие защиты
Копытоэффективное оружие защиты
Копыта, покрывающие концы пальцев копытных животных, пригодны не только для ...
Герметично прилегающие присоски
Герметично прилегающие присоски
Щупальца осьминогов — самое грозное их оружие, так как они буквально сковывают ...

Книги

Эволюционная морфология животных. Часть 1
Эволюционная морфология животных. Часть 1
В публикуемом сборнике представлены материалы международной конференции ...
Биология морских нематод
Биология морских нематод
Монография является обзором естественной истории морских свободноживущих ...
 
 
 

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2017. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100