Строение и образ жизни медуз

По внешнему виду медузы не похожи на гидру, но основной тип строения у них по существу тот же самый (рис. 54, 55). На конце стебелька, или хоботка (то есть той части тела, которую мы можем уподобить ручке зонтика или пеньку гриба), находится у медузы рот — единственное, как и у гидры, отверстие, ведущее в пищеварительную, или гастральную, полость.

Стенки тела образуются из двух слоев клеток; это опять напоминает нам гидру, с той только разницей, что у гидры оба слоя разделены очень тонкой перепоночной, а у медузы между ними находится толстая студенистая прослойка, которая и составляет по весу главную массу её тела. В этом набухшем студенистом слое так много воды и так мало твёрдого материала, что если медузу вынуть из воды, то после высыхания она обращается в тонкую сухую плёночку.

В отличие от гидры — сидячего полипа, который только по временам медленно переползает с одного места на другое, медуза свободно плавает в воде, и, хотя общий тип организации у неё тот же, что и у гидры, тело её приобретает более сложное строение, связанное с иным образом жизни.

Медуза может активно передвигаться в воде благодаря сокращению особых мышц, стягивающих края её «зонтика», или колокола, и выжимающих из-под него воду (движение обратным толчком, наподобие ракеты). Пищеварительная полость разветвляется, образуя целую систему сообщающихся каналов, у крупных медуз довольно сложную. Скопление нервных клеток с их отростками образует по краю зонтика сплошное нервное кольцо — это уже зачаточная форма центральной нервной системы. Имеются у медуз и органы чувств, необходимые для плавающих в воде хищников.

Медузы не составляют единой систематической группы, а относятся к двум существенно различающимся между собой классам кишечнополостных. Одни из них, более мелкие и имеющие более простое строение, относятся вместе с нашими пресноводными гидрами к классу гидроидов (то есть «гидроподобных»), тогда как более крупные и обладающие более сложным строением составляют класс сцифоидов, или высших медуз.

Вообще же почти все многообразие современных кишечнополостных (а их насчитывается около 9 000 видов) может быть сведено к двум основным жизненным формам — к форме сидячего полипа и форме свободноплавающей медузы (рис. 56). Если оставить в стороне класс коралловых полипов, то у огромного большинства прочих кишечнополостных в цикле их индивидуального развития обе эти формы чередуются. Однако такое чередование у гидроидных полипов и у сцифоидных медуз проходит неодинаковым образом.

Схема строения гидроида
Рис. 54. Схема строения гидроида

1 — эктодерма; 2 — энтодерма: А — полипы, Б — медузы на разных стадиях развития.

Схема строения гидромедузы
Рис. 55. Схема строения гидромедузы

1 — рот; 2 — лучевые каналы; 3 — кольцевой канал; 4 — перепонка; 5 — щупальца.

Схема строения медузы (А) и полипа (Б)
Рис. 56. Схема строения медузы (А) и полипа (Б)

1 — эктодерма: 2 — энтодерма; 3 — мезоглея.


← Предыдущая статья
Медузы
Следующая статья →
Гидроидные полипы и гидромедузы

Образы животных в пословицах и поговорках

Всякая мышь боится кошки.

Кошка только на мышей и храбра.

У гусыни усов не ищи — не сыщешь.

Оружие животных

Оружие животных
Оружие животных
Повседневная жизнедеятельность диких животных определяется в основном ...
Если выбрасывается язык
Если выбрасывается язык
В результате сложной рефлекторной цепи у некоторых животных, в первую очередь у ...

Книги

Лошади Туркестана
Лошади Туркестана
Вниманию читателей предлагается книга, посвящённая вопросам иппологии и ...
Определитель наземных моллюсков лесостепи Правобережного Поволжья
Определитель наземных моллюсков лесостепи Правобережного Поволжья
Книга содержит таксономический и экологический обзор наземных моллюсков ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100