Проведённый нами обзор животного царства по отдельным типам и классам прежде всего показывает, что в состав современной нам фауны входят группы, которые по высоте своей организации, или, как выражались встарь, по «совершенству» своего строения, занимают самые различные ступени в общей системе животного мира.
Мы видели здесь тип простейших, которые в своём развитии не продвинулись далее одноклеточных форм, то есть наиболее примитивного типа строения. Многочисленные в современной водной фауне, и особенно в морях и океанах, кишечнополостные почему-то так и «не доросли» до образования у них третьего, мезодермального слоя и сохранили двуслойный тип строения, морфологически соответствующий зародышевой стадии гаструлы высших животных.
А наряду с этими примитивными группами мы видели в современной фауне и животных, которые по общему уровню своей организации, по «совершенству» своего строения стоят уже на высших ступенях «лестницы живых существ», а в истории Земли появились в более поздние эпохи.
В стародавние времена, когда в науке и в философии господствовали метафизические представления о неизменности природы, ступенчатое распределение организмов «от не столь совершенных к более совершенным и совершеннейшим» объяснялось очень просто: в нем видели выражение того иерархического порядка, который был установлен ещё при «сотворении мира», когда, согласно библейскому повествованию, были созданы сначала растения, а вслед за тем «гады», «киты» и прочая водная живность и, наконец, уже четвероногие звери, причём всем этим тварям было повелено размножаться «по роду их», то есть на том уровне совершенства, какой им был дан в «дни творения».
Но не так легко оказалось понять и правильно объяснить одновременное существование в животном мире и высших и примитивных типов организации с позиций эволюционной теории, в свете учения об историческом процессе развития живой природы.
Почему, в самом деле, процесс эволюции, ведущий органические формы по пути прогресса, протекал в различных систематических группах в таких совершенно несоизмеримых между собой темпах, возводя одни из них на вершины зоологической системы, а другие оставляя на низших ступенях организации? И какая судьба ожидает в будущем группы, которые «замешкались» на низших ступенях организации?
И любознательные школьники нередко задают своим учителям недоуменный вопрос: «Если всё развивается, то почему же амёба так и остаётся амёбой? И могут ли когда-нибудь в будущем из амёбы развиться какие-нибудь многоклеточные животные?»
Небольшой экскурс в область истории научно покажет, что удовлетворительный ответ на такие вопросы был найден далеко не сразу.
Всяк сверчок знай свой шесток.
На свинью хоть хомут надень, всё конём не будет.
Не робей, воробей.



