Пчелиная семья как единый «сверхорганизм»

Сравнение наших роевых пчёл с любым одиночно живущим насекомым обнаруживает большое различие между ними не только в их поведении, но и в их физиологических особенностях.

Вся деятельность пчёл в улье оказывается целиком и без остатка направленной на обеспечение благосостояния семьи в целом; что касается рабочих пчёл, составляющих основную массу населения улья, то у них совершенно нет каких-либо «личных интересов» (хотя бы в виде соперничества со своими сёстрами), какой-либо «личной жизни», а если схваченная врагом пчела дорого продаёт свою жизнь, пуская в ход жало, то и здесь смысл её самозащиты сводится к сохранению полезной для семьи рабочей единицы.

Пчела, искусственно изолированная от семьи (или отбившаяся от улья), оказывается мало жизнеспособной и вскоре погибает. Самое разделение, обязанностей, как мы видим, обусловлено их физиологическим полиморфизмом: матка — плодоносящая самка, трутни — самцы-производители, сохраняемые в резерве, рабочие — самки, устранённые от произведения потомства и специализированные на выполнении всех остальных функций по поддержанию жизни семьи и действующие в соответствии со своим физиологическим состоянием.

Особенно ярко проявляется органическое единство пчелиной семьи при образовании «зимнего клуба». Единичная пчела, как и всякое другое насекомое, — животное холоднокровное, но в пчелином клубе при похолодании окружающей среды температура поднимается до +20° — +26°C.

Далее оказалось, что при потеплении внутри омшаника температура пчелиного клуба понижается во избежание перегрева.

Такая способность терморегуляции, не свойственная насекомым-одиночкам (да и физически невозможная при их мелких размерах), превращает «склубившуюся» пчелиную семью как бы в теплокровное существо — в биологическую единицу высшего порядка, или «сверхорганизм», который, подобно высшим позвоночным, приобрёл свойство относительной независимости от температурных условий окружающей среды.

При наступлении соответствующего физиологического состояния пчелиный «сверхорганизм» приступает и к «размножению»: приходит роевая пора, и из улья вылетает рой, образующий новую такую же семью. Эта новая семья, как и семья, её «породившая», также представляет собой единое целое, в котором все особи связаны между собой не только ближайшим родством, но и взаимосвязью во всех жизненных процессах — обмене веществ, размножении, развитии.

Каким же путём в истории животного мира могла возникнуть такая форма организации, как сложная пчелиная семья?

Конечно, было бы тщетно отыскивать ископаемые остатки предков такого «сверхорганизма», но его история может быть освещена путём сравнения нашей роевой пчелы с её дикими родичами, у которых «общественность» выражена только в самом зачаточном виде или является только временной формой их существования.

Такие ступени развития «общественности» мы обнаружим при рассмотрении биологических особенностей других видов семейства пчелиных — некоторых одиночных пчёл и наших шмелей.


← Предыдущая статья
«Танцы» пчёл
Следующая статья →
Одиночные пчёлы-андрены

Образы животных в пословицах и поговорках

За гриву не удержался — за хвост не удержишься.

Мартышка и без хвоста всё равно мартышка.

Отольются волку овечьи слёзки.

Оружие животных

Страус тоже царапается
Страус тоже царапается
Когти такой величины, что о них можно заводить речь при разговоре о способах ...
Паук с лассо
Паук с лассо
Паук мастофора охотится с помощью паутинной нити, напоминающей лассо — ...

Книги

Глубоководные склерактиниевые кораллы
Глубоководные склерактиниевые кораллы
Настоящая книга посвящена глубоководным склерактиниям — кораллам, не образующим ...
Животный мир Казахстана
Животный мир Казахстана
Вниманию читателей предлагается книга известного советского учёного-биолога А. Н ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100