Насекомые-вредители и практика сельского хозяйства

Ещё до появления агрономической науки тысячелетний опыт крестьянина-земледельца, передаваемый из поколения в поколение, выработал все основные приёмы возделывания сельскохозяйственных растений.

Ещё в эпоху каменного века, когда люди не знали обработки металлов, существовали ручные мельницы и орудия прядильного и ткацкого искусства, указывающие на сравнительно высокий по тому времени уровень земледельческой культуры. С незапамятных времён люди научились рыхлить почву, вносить в неё навозное удобрение, производить посев и своевременно убирать урожай. Современная агрономия только научно обосновала эти основные приёмы земледелия и усовершенствовала применяемые орудия, заменив дерево железом и сталью, а ручную силу — конной тягой и работой машин.

И ещё задолго до появления учения о селекции человек путём бессознательного отбора получил культурные сорта растений, значительно отличающиеся от своих дикорастущих родичей, а на более высокой ступени культуры, например в эпоху римского владычества, уже сознательно производил отбор наиболее крупных колосьев с целью улучшения сорта.

С глубокой древности люди научились размножать растения не только семенами, но и отводками, а египтяне за пять тысяч лет до наших дней уже практиковали прививку виноградной лозы.

Но была область, в которой земледелец или садовод был совершенно беспомощен перед стихийными силами природы и в которой его тысячелетняя практика не выработала сколько-нибудь рациональных мер защиты. На колосящиеся поля неведомо откуда налетала туча саранчи и уничтожала весь ожидаемый урожай; ни рукопашная борьба с ней при помощи лопат и цепов, ни попытки отогнать её шумом и звоном в тазы и ведра не могли спасти поля и ещё меньше могли предотвратить повторение подобных налётов на будущее время.

Неведомо откуда появлялся на полях какой-то «червь» и опустошал всходы озими, а затем, сделав своё дело, почему-то сразу «пропадал». Ещё сто лет назад один уездный предводитель дворянства, то есть представитель наиболее образованного в ту пору сословия, и вдобавок сельский хозяин, сообщал костромскому губернатору, что он сам лично был свидетелем того, как эти «озимые черви» падали с неба вместе с дождём.


Образы животных в пословицах и поговорках

Дай курице грядку — изроет весь огород.

Не велика птица — синица, да умница.

Не учи козу: сама с воза стащит.

Оружие животных

В тепле зелёные, в холоде чёрные
В тепле зелёные, в холоде чёрные
Окраска тропических букашек и бабочек так ослепительна, что их открыватели ...
Летающие «радары»
Летающие «радары»
Летучие мыши, или рукокрылые (особый отряд класса млекопитающих), охотятся на ...

Книги

Ресурсы биоразнообразия степного Придонья
Ресурсы биоразнообразия степного Придонья
Амфибии и рептилии — особая глава в истории эволюции жизни на Земле. Эпохи их ...
Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обитания
Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обитания
Настоящая книга представляет собой сборник избранных трудов известного ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2017. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100