Проблема создания естественной системы организмов

Остановимся ещё на одном упрёке, который нередко направляется в адрес Линнея, — упрёке в том, что созданная им система была искусственной, основанной на произвольно выбранных признаках, и, следовательно, принципиально не отличалась от тех искусственных группировок, которые предлагались и его предшественниками. В подтверждение этого приводились курьёзы из области ботаники, где Линней отделил душистый колосок (зубровку) от всех прочих злаков и поставил его рядом с сиренью, а мак отнёс в одну группу с липой и тому подобного.

Но Линней и сам понимал искусственность такой группировки растений, которую он предложил только как временную, необходимую для практических целей их распознавания. Мало того, не кто иной как Линней, поставил перед ботаникой и зоологией проблему создания естественной системы организмов, он же применил и самый этот термин, который в обычном представлении связывается уже с последарвиновскпм периодом, когда в естественной системе стали видеть выражение действительного кровного родства и родословной истории организмов.

Отступив перед трудностями задачи создания естественной системы в области ботаники, Линней непосредственно подошёл к ней при классификации животных. Животный мир он разделил на шесть классов: млекопитающие, птицы, гады, рыбы, насекомые и черви.

Классы млекопитающих, птиц и рыб — это вполне естественные группы, принятые и современной зоологией (заметим, что до Линнея летучих мышей относили к птицам, китов — к рыбам, а к «четвероногим» наряду со зверями относили и ящериц). «Гадами» почти до середины прошлого столетия называли рептилий и амфибий — классы хотя и резко различающиеся между собой в современную нам геологическую эру, но связанные между собой общим происхождением от древнейших амфибий.

Под именем «насекомых» Линней разумел не только насекомых в нашем современном понимании, но и многоножек, пауков и ракообразных — весь тип членистоногих нашей современной систематики, то есть вполне естественную группу. И только «класс червей» оказался чрезвычайно разнородной сборной группой, в которую сваливались все остальные беспозвоночные, в то время ещё мало изученные (позднее роль такой сборной группы перешла к «типу червей», окончательно расформированному уже в текущем столетии).

Правильное понимание Линнеем существа естественной системы видно из того, что в класс млекопитающих он пе побоялся отнести и самого человека, который вместе с обезьянами был объединён в особый отряд приматов, то есть «князей животного царства». Здесь Линней оказался прямым предшественником Дарвина, Гексли и Геккеля, установившим близкое кровное родство человека с высшими обезьянами.

Разработка естественной системы, или естественного метода группировки организмов, имела огромное значение для развития зоологической науки. Отдельные виды животных при всем своём многообразии оказывались связанными между собой ступенчатым сходством, в котором нашли своё выражение различные степени их как бы родственной близости, звучащие в самих названиях «род» и «семейство» (последний термин был введён в науку уже после Линнея). А в дальнейшем в свете учения Дарвина это ступенчатое сходство организмов предстало перед нами уже как отражение их действительного кровного родства, их родословной истории.


Образы животных в пословицах и поговорках

Каждый кулик в своём болоте велик.

На обед пичужке довольно и мушки.

Рыба с головы гниёт.

Оружие животных

Когда вырастают, — сбрасывают
Когда вырастают, — сбрасывают
Раки и насекомые передвигаются одетыми в «броню». Их утолщённый внешний покров — ...
В змеином кольце
В змеином кольце
К змеям как бы под влиянием некого древнего инстинкта (большинство людей ...

Книги

Звери Алтая. Часть 1. Крупные хищники и копытные
Звери Алтая. Часть 1. Крупные хищники и копытные
В монографии обобщены наблюдения автора, литературные, опросные и архивные ...
Животный мир Казахстана
Животный мир Казахстана
Вниманию читателей предлагается книга известного советского учёного-биолога А. Н ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100