И Мендель и другие исследователи, положившие начало генетической науке, писали в своих работах о наследовании тех или иных родительских признаков (окраска и форма горошин в опытах Менделя, длина и цвет шерсти в разобранном выше примере скрещивания кроликов).
Подобные же закономерности наследования признаков и свойств были обнаружены и у множества других видов растений и животных.
Однако наряду с этим были обнаружены явления и другого характера. Оказалось, что гены, заложенные в половых клетках гибридных организмов, при развитии особи далеко не все воплощаются в таком именно виде, в каком они были выражены у родительских форм.
В частности, оказалось, что иногда одни и те же гены различно проявляют себя в потомстве в зависимости от возраста родителей, от температурных воздействий на развивающийся организм родителя или гибрида. Нередки примеры неполного проявления доминирующего признака у гетерозиготных особей и взаимного влияния различных генов, оказавшихся в одном клеточном ядре.
Наконец, И. В. Мичурин на основе своих работ но скрещиванию многолетних растений — плодовых деревьев и ягодников — писал: «В законе Менделя я нисколько не отвергаю его достоинств: напротив, я лишь настаиваю на необходимости внесения в него поправок и дополнении...»
Таким образом, генетика оказалась наукой гораздо более сложной, чем это могло представляться её основоположникам. Однако простые закономерности наследования, которые были установлены Менделем при скрещивании различных сортов гороха, а затем нашли подтверждение и при скрещивании пород домашних животных, определили основные пути дальнейшего развития генетики и селекции.
В качестве такого первоначального ориентира выше и были разобраны примеры моногибридного и дигибридного скрещивания у кроликов.
Необходимо добавить, что в области животноводства для более полного осуществления наследственных задатков большое значение имеют условия, в которых проходит развитие организма. Получил широкую известность афоризм «порода входит через рот», принадлежащий акад. М. Ф. Иванову, одному из крупнейших специалистов в области зоотехнии.
В холод кошка мышей не ловит.
Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
Не учи козу: сама с воза стащит.