«Спалланцаниева проблема»

Ещё в конце XVIII века замечательный экспериментатор Л. Спалланцани поставил ряд очень тщательных опытов для разрешения проблемы ориентации. Едва ли летучие мыши могут ночью полагаться на своё зрение: глаза у них маленькие и совсем непохожи на глаза сов или кошек.

Вдобавок совы и кошки способны видеть только в сумерках и совершенно беспомощны в полной темноте, тогда как летучие мыши свободно порхают и в совершенно затемнённом помещении; так же свободно летают и ослеплённые зверьки.

Отсюда естественно было заключить, что летучие мыши ориентируются в пространстве при помощи органа слуха, о его чуткости свидетельствуют и их сильно развитые ушные раковины и козелки, которыми зверьки закрывают ушные отверстия от дневного шума.

И действительно, когда Спалланцани наглухо закупоривал летучим мышам их ушные отверстия, они теряли ориентировку в темноте и становились беспомощными. Отсюда явилось предположение, что и свою добычу — летающих насекомых — летучие мыши находят по слабому жужжанию их крыльев.

Однако оставалось неясным, каким образом слух может помогать летучим мышам беспрепятственно порхать в темноте при отсутствии каких-либо руководящих звуковых сигналов. Уже много лет спустя, во второй половине прошлого столетия, Ретдель видоизменил опыт Спалланцани: в небольшом тёмном помещении были протянуты в различных направлениях нити, к которым были подвешены маленькие колокольчики: выпущенные туда летучие мыши (из рода подковоносов) быстро сновали между этими нитями, ловко увёртываясь от препятствий и не задевая их.

Отсюда исследователь сделал вывод о высоком развитии у летучих мышей чувства осязания, приуроченного к кожистым перепонкам их крыльев. Он полагал, что мелкие, едва заметные волоски на поверхности крыльев воспринимают обратные воздушные волны, отражаемые встречными препятствиями, и через разветвления нервной системы передают получаемые раздражения мозгу.

Такое объяснение держалось в науке до недавнего времени, хотя ему противоречило свидетельство Спалланцани о беспомощности помещённых в темноту зверьков с закупоренными слуховыми отверстиями.

И только уже в 30-х годах текущего столетия было установлено (Дикграафом в Голландии и Гриффином в США), что летучие мыши издают недоступные нашему уху отрывистые высокочастотные звуки и своим сверхчутким слухом воспринимают их отражения по принципу применяемого ныне в навигации эхолота (аналогичный принцип лежит и в основе применяемого в авиации радара, улавливающего уже не звуковые волны, а радиоволны).

Было обнаружено также, что помимо своего сверхписка летучие мыши при полете издают и очень слабые щёлкающие звуки, ускользавшие от внимания прежних наблюдателей.

Таким образом, оказалось, что в данном случае естественный отбор на миллионы лет опередил человеческую технику, которая только в XX веке использовала в сонарах и радарах принцип эхолота и с помощью новой электронной аппаратуры научилась улавливать высокочастотные звуковые колебания (сверхзвуки).


← Предыдущая статья
Ушные раковины

Образы животных в пословицах и поговорках

Волка ноги кормят.

Молоко у коровы на языке.

Сказал бы словечко, да волк недалечко.

Оружие животных

Оружие животных
Оружие животных
Повседневная жизнедеятельность диких животных определяется в основном ...
Оружие производят и применяют
Оружие производят и применяют
Ранее мы познакомились с теми животными, у которых одна из частей тела ...

Книги

Наши ядовитые животные. Краткий определитель
Наши ядовитые животные. Краткий определитель
Предлагаемая читателю книга отечественного зоолога И. К. Тарнани содержит ...
Животные, которые нас удивили
Животные, которые нас удивили
В этой книге собраны истории про обыкновенных животных с необыкновенными ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100