Анализаторы сигналов внешнего мира

Как и у всех других позвоночных, головной мозг млекопитающих получает сигналы из внешнего мира через органы чувств. Анатомы с давних пор различали мозг как центральный орган нервной системы, отходящие от него чувствительные нервы и органы чувств.

Раскрывая взаимную слаженность этих органов, И. П. Павлов ввёл в физиологию учение об анализаторах как целостных аппаратах, состоящих:

  1. Из периферических концов—рецепторов, которые воспринимают раздражения, идущие из внешней среды (это органы чувств) или возникающие внутри самого организма;
  2. Из проводящих путей — чувствительных, или, правильнее, афферентных, нервов и
  3. Из их мозговых концов, которые у — млекопитающих заложены в коре больших полушарий.

Деятельность мозговых концов заключается в различении раздражений, идущих от соответствующих рецепторов, то есть в их анализе (зрительные рецепторы в глазу глухи к звуковым сигналам, слуховые слепы к световым и так далее).

Таким образом, из всей совокупности внешних воздействий животное выделяет те, которые в данный момент имеют для него более важное значение (например, «опасность!», «пища!»), и соответствующим образом отвечает на них своим поведением.

Из всех внешних чувств для млекопитающих имеют более важное значение три: зрение, обоняние и слух.

Слепы только несколько видов зверьков, ведущих подземный образ жизни (некоторые кроты, слепыш), и только китообразные, никогда не покидающие водной среды, лишены обоняния. Однако и у наземных млекопитающих, обладающих и зрением, и обонянием, и слухом, эти три чувства оказываются развитыми в неодинаковой степени, и это ясно отражается на их поведении.

Каждый знает, что чутье собаки неизмеримо тоньше и более богато оттенками, чем наше человеческое обоняние или обоняние кошки, и что это её качество широко используется человеком (применение собак на охоте, в уголовном розыске и в пограничной службе).

Собака видит неплохо, но при высоком развитии чутья зрительные анализаторы отходят для неё на задний план, как это легко можно наблюдать, прогуливаясь с ней по улице. И, в отличие от кошки и от птиц, на собаку не производит заметного впечатления ни отражение в зеркале, ни живописная картина, очевидно, потому, что такие изображения для неё лишены самого существенного признака соответствующих объектов — свойственных им запахов.

Следовательно, собака благодаря преобладанию у неё обонятельных анализаторов воспринимает окружающий мир не таким, каким он представляется нам. Прежде всего он полон для неё множества разнообразных запахов, и если она не обращает внимания на зеркало, на портрет или картину, то из этого отнюдь не следует, что по высоте своей психики она уступает кошке.

Представим себе на минуту собаку, которая была бы способна рассуждать по-человечески. Какое невыгодное мнение вынесла бы она об умственных способностях человека, если бы ей довелось наблюдать, как человек спокойно укладывается спать в комнате, где под кроватью или за шкафом притаился злоумышленник, — «ведь не мог же он не заметить (не почуять), что в комнате находится посторонний, а он никак на это не реагировал!».

Таким образом, поведение животных зависит не только от степени развития мозговых полушарий, но и от преимущественного развития у них тех или иных анализаторов — от того, каким раскрывается перед ними окружающий мир. И уже одно это должно предостеречь нас от антропоморфических заключений об их уме или глупости и о мотивах их поступков.


← Предыдущая статья
Мозг и психика
Следующая статья →
Зрение

Образы животных в пословицах и поговорках

Каждая курица свой насест хвалит.

На свалке своей петух всех главней.

От ворон отстал и к новым не пристал.

Оружие животных

Странствующий листочек
Странствующий листочек
Цветоподражание лишь в том случае обеспечивает животному определённую ...
«Стоногие» ядовитые железы
«Стоногие» ядовитые железы
Многочисленные виды членистоногих, покрытых хитиновым панцирем, обладают ...

Книги

Словарь-справочник энтомолога
Словарь-справочник энтомолога
Настоящая книга представляет собой словарь-справочник, включающий описания и ...
Введение в зоопсихологию. Учебно-методическое пособие
Введение в зоопсихологию. Учебно-методическое пособие
В учебно-методическом пособии представлены вопросы, входящие в базовый учебный ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100