Эмбриональное развитие рептилий

Приспособленность к наземной среде выражается у рептилий не только в ороговении их кожных покровов, но и в переходе к размножению на суше, и даже те из них, которые уже вторично перешли к жизни в воде (морские и пресноводные черепахи, ужи), для откладки яиц выходят на берег (а у морских змей зародыши в яйцах проходят все своё развитие в теле матери, как у наших гадюк).

Из отложенных рептилиями яиц выходят не личинки, а детёныши, подобные своим родителям и уже приспособленные к условиям наземной среды; это значит, что те рыбообразные стадии, которые по общему уровню организации соответствуют личинкам (головастикам) амфибий, зародыши рептилий проходят под оболочкой яйца, а потому и самые яйца (подобно хорошо всем нам знакомым птичьим яйцам) содержат большое количество желтка, идущего на питание и формирование зародыша.

Перед откладкой проходящее по яйцеводу яйцо покрывается оболочками, в том числе и наружной скорлупой, более или менее защищающей его от высыхания (у подавляющего большинства рептилий скорлупа — яиц кожистая). Необходимой предпосылкой, обусловившей возможность появления этих защитных оболочек, явилось, конечно, внутреннее оплодотворение, которое у рыб и амфибий встречается только как редкое исключение, — после образования скорлупы сперматозоиды не могли бы проникнуть в яйцеклетку.

Далее, уже под покровом яичной скорлупы, у зародыша образуется очень важное приспособление — зародышевый пузырь, пли амнион.

Сначала вокруг зародыша выпячивается кольцевая складка; она разрастается, края её смыкаются над зародышем, а затем срастаются, образуя над ним подобие купола (рис.152). Теперь зародыш оказывается внутри образовавшегося пузыря амниона, в котором его окружает жидкая среда — амниотическая жидкость (аналогия с личиночным развитием амфибий в водной среде).

Развитие зародышевых оболочек у высших позвоночных
Рис. 152. Развитие зародышевых оболочек у высших позвоночных

А — последовательные стадии развития зародыша у амниот; Б — зародыш ящерицы; 1 — эктодерма; 2 — энтодерма; 3 — мезодерма; 4 — полость кишечника; 5 — внезародышевая полость тела; 6 — амнион; 7 — амниотическая полость, заполненная амниотической жидкостью, в которой плавает зародыш; 8 — сероза; 9 — аллантоис; 10 — желточный мешок.


← Предыдущая статья
«Голые и чешуйчатые гады»
Следующая статья →
Амниоты и анамнии

Образы животных в пословицах и поговорках

Каждый кулик в своём болоте велик.

Кулик да гагара — два сапога пара.

У гусыни усов не ищи — не сыщешь.

Оружие животных

В засаде
В засаде
Под наступательными боевыми действиями мы понимаем активную деятельность ...
Смертельные объятия
Смертельные объятия
Среди различных способов боевых действий самый драматичный, пожалуй, тот, при ...

Книги

Мыслящие животные. Факты и мысли по поводу умственных способностей животных
Мыслящие животные. Факты и мысли по поводу умственных способностей животных
Предлагаемая читателю книга немецкого естествоиспытателя Карла Кралля ...
Записки водолазного старшины. Взгляд зоолога-натуралиста
Записки водолазного старшины. Взгляд зоолога-натуралиста
Об удивительном подводном мире, особенностях жизни и поведении беспозвоночных и ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2022. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100