Развитие знаний о природе в эпоху Возрождения

Ко второй половине XV века относится начало новой эпохи в жизни европейских народов, получившей у историков название эпохи Возрождения. Развитие ремёсел и усовершенствование техники привели к усилению значения городов, которые поддерживали королей в их борьбе с феодальными владетелями.

Под властью королей вместо прежних разобщённых княжеств создавались крупные национальные государства, а это способствовало развитию торговых связей и товарообмену. Географические горизонты раздвинулись, и в погоне за наживой корабли европейцев пустились в заморские страны, отыскивая пути в богатую полулегендарную Индию.

Ближайший путь к ней — через страны Ближнего Востока — был в руках арабов; поэтому мореплавателям пришлось искать окольных путей, либо огибая Африку, как это с большим упорством стремились осуществить португальцы, либо двигаясь прямо на запад, как это пытался сделать Колумб, не предвидевший существования материка Америки и открывший острова, получившие название Вест-Индии, то есть «Индии Западной».

Началась эпоха великих географических открытий, положившая вместе с тем начало и эпохе колониализма, только уже в наше время доживающего свои последние дни. За португальцами и испанцами на тот же путь заморских путешествий и колониализма вступили Голландия и Англия. Со всех концов земли в Европу стекались не только золото и драгоценная слоновая кость, не только пряности и прочие колониальные товары (то есть товары из колоний), но и образцы невиданных до той поры диковинных животных и экзотических растений. В этом многообразии форм необходимо было как-то разобраться, привести их в какую-то систему, закрепить за ними новые для слуха непривычные названия.

Для всех этих произведений природы нужно было создать на первых порах хотя бы нечто вроде инвентарной книги, в которой каждое растение и каждое животное нашли бы своё определённое место. Так, собственно впервые после Аристотеля, возродилась зоология как отрасль научного знания.

Чтобы пояснить, почему ранее не возникало такой потребности в систематизации знаний о животных, приведём аналогичный пример из житейской практики. В каждой семье имеется дома какая-то мебель, какое-то количество посуды, белья и платья. Но едва ли кому из нас придёт в голову составлять подробную опись всех этих вещей: в случае надобности мы и так сумеем разобраться в своём хозяйстве просто по памяти. Однако иное дело, когда организуется сложное хозяйство какой-нибудь гостиницы, больницы, интерната; здесь каждая вещь заносится в инвентарную книгу, причём отдельно перечисляются предметы меблировки, отдельно посуда, отдельно белье и так далее; вместе с тем уточняется и их номенклатура, то есть в инвентарь вписываются не просто «шкафы», а «шкафы книжные», «шкафы посудные» и так далее.

Нечто подобное пришлось провести и при первоначальной систематизации накопившегося зоологического и ботанического материала, который уже нелегко было удержать в памяти и для которого уже недоставало привычных и общеизвестных названий.


← Предыдущая статья
«Физиологи» и «Бестиарии»
Следующая статья →
Карл Линней и его «Система природы»

Образы животных в пословицах и поговорках

Быть бычку на верёвочке.

Корова черна, да молоко у неё бело.

Пой лучше хорошо щеглом, чем худо соловьём.

Оружие животных

Катящийся кусок
Катящийся кусок
У подвергшегося нападению животного незащищённые поверхности обычно ...
Верхом на муравье
Верхом на муравье
Одним из своеобразных примеров симбиоза животных является жук-гусар, ...

Книги

Летучие мыши. Происхождение, места обитания, тайны образа жизни
Летучие мыши. Происхождение, места обитания, тайны образа жизни
Много ли мы знаем о летучих мышах? Как эти звери летают? Как устроены их крылья?
Птицы — носороги
Птицы — носороги
Птицы-носороги — одни из интереснейших пернатых. В период выведения птенцов ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100