Развитие знаний о природе в эпоху Возрождения

Ко второй половине XV века относится начало новой эпохи в жизни европейских народов, получившей у историков название эпохи Возрождения. Развитие ремёсел и усовершенствование техники привели к усилению значения городов, которые поддерживали королей в их борьбе с феодальными владетелями.

Под властью королей вместо прежних разобщённых княжеств создавались крупные национальные государства, а это способствовало развитию торговых связей и товарообмену. Географические горизонты раздвинулись, и в погоне за наживой корабли европейцев пустились в заморские страны, отыскивая пути в богатую полулегендарную Индию.

Ближайший путь к ней — через страны Ближнего Востока — был в руках арабов; поэтому мореплавателям пришлось искать окольных путей, либо огибая Африку, как это с большим упорством стремились осуществить португальцы, либо двигаясь прямо на запад, как это пытался сделать Колумб, не предвидевший существования материка Америки и открывший острова, получившие название Вест-Индии, то есть «Индии Западной».

Началась эпоха великих географических открытий, положившая вместе с тем начало и эпохе колониализма, только уже в наше время доживающего свои последние дни. За португальцами и испанцами на тот же путь заморских путешествий и колониализма вступили Голландия и Англия. Со всех концов земли в Европу стекались не только золото и драгоценная слоновая кость, не только пряности и прочие колониальные товары (то есть товары из колоний), но и образцы невиданных до той поры диковинных животных и экзотических растений. В этом многообразии форм необходимо было как-то разобраться, привести их в какую-то систему, закрепить за ними новые для слуха непривычные названия.

Для всех этих произведений природы нужно было создать на первых порах хотя бы нечто вроде инвентарной книги, в которой каждое растение и каждое животное нашли бы своё определённое место. Так, собственно впервые после Аристотеля, возродилась зоология как отрасль научного знания.

Чтобы пояснить, почему ранее не возникало такой потребности в систематизации знаний о животных, приведём аналогичный пример из житейской практики. В каждой семье имеется дома какая-то мебель, какое-то количество посуды, белья и платья. Но едва ли кому из нас придёт в голову составлять подробную опись всех этих вещей: в случае надобности мы и так сумеем разобраться в своём хозяйстве просто по памяти. Однако иное дело, когда организуется сложное хозяйство какой-нибудь гостиницы, больницы, интерната; здесь каждая вещь заносится в инвентарную книгу, причём отдельно перечисляются предметы меблировки, отдельно посуда, отдельно белье и так далее; вместе с тем уточняется и их номенклатура, то есть в инвентарь вписываются не просто «шкафы», а «шкафы книжные», «шкафы посудные» и так далее.

Нечто подобное пришлось провести и при первоначальной систематизации накопившегося зоологического и ботанического материала, который уже нелегко было удержать в памяти и для которого уже недоставало привычных и общеизвестных названий.


← Предыдущая статья
«Физиологи» и «Бестиарии»
Следующая статья →
Карл Линней и его «Система природы»

Образы животных в пословицах и поговорках

Заговелась лиса — загоняй гусей.

Либо корму жалеть, либо лошадь.

Соловья баснями не кормят.

Оружие животных

Раз невидно, значит, нет
Раз невидно, значит, нет
Основной формой пассивной защиты, а вместе с тем древнейшим и эффективнейшим ...
Брызгун обыкновенный
Брызгун обыкновенный
В чистых реках Восточной Индии, Северной Австралии и Новой Зеландии, в ...

Книги

Бделлоидные коловратки фауны России
Бделлоидные коловратки фауны России
В книге-определителе представлены определительные таблицы и описания 282 видовых ...
Животный мир. Иллюстрированный атлас
Животный мир. Иллюстрированный атлас
В этой книге перед вами предстанут удивительные картины дикой природы. Вы ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100