Зоология для учителя

Класс насекомых как одна из двух вершин животного мира

Вместе с тем и и высшие позвоночные (птицы и млекопитающие) и высшие членистоногие (насекомые), при всех различиях между ними и по типу строения и по размерам, стоят приблизительно на одном уровне по высоте своей организации.

Это выражается и в специализации отдельных частей высоко дифференцированного тела у тех и у других, и в развитии центральной нервной системы и органов чувств, и в полном освоении ими условий наземной, а отчасти и воздушной среды, и в их сложном поведении. Было бы неправильно представлять себе общую систему животного мира в виде восходящей вверх лестницы живых существ, где на вершине находятся высшие позвоночные, а все беспозвоночные, включая и членистоногих, занимают ступени пониже ланцетника и рыб (на такое представление может натолкнуть неизбежное линейное расположение материала в курсах зоологии).

В действительности, в свете учения Дарвина, животный мир предстаёт перед нами в виде ветвящегося древа с двумя вздымающимися вершинами: одну из них составляют относительно крупные формы — высшие позвоночные, а другую — бесчисленное многообразие класса насекомых.

Смотрите также:

Как насекомые воспринимают явления окружающего мира
Чем объясняется расцвет класса насекомых
Общая картина повреждений
Об «уме» пчёл
Пчелиная семья и человеческое общество