Развитие мухи

Весной перезимовавшие самки мух откладывают яйца в различные гниющие отбросы, в конский навоз и в выгребные ямы, наполненные нечистотами. Вскоре в этих отбросах и нечистотах начинают копошиться белые червеобразные личинки, лишённые не только ног, но и ясно выраженной головы (рис. 254).

Такое упрощение строения оказывается здесь возможным потому, что личинки мух целиком погружены в готовую пищу и им не приходится отыскивать себе Корм. Тело личинки расширяется к заднему концу, на котором расположена пара дыхательных отверстий. Поэтому, копошась в нечистотах, личинки выставляют задний конец тела на поверхность (ср. с водными личинками насекомых).

Своеобразно происходит у мух превращение в куколку: личиночная кожа при этом не сбрасывается, как это бывает у других насекомых, а только отстаёт от тела, подсыхает и буреет, образуя вокруг куколки защитный футляр, который заменяет для неё кокон. Если осторожно вскрыть сухую оболочку этого «ложного кокона», или «бочонка», мухи, внутри обнаружится уже настоящая куколка.

Все развитие мухи от яйца до взрослой формы продолжается около 20 дней, так что за время от весны до осени успевает смениться 7–8 поколений. При такой быстроте развития и при огромной плодовитости мух (каждая самка откладывает 500–600 яиц) количество мух с каждым летним месяцем увеличивается до колоссальных размеров, но осенью среди них развивается большая смертность.

Тогда на оконных стёклах, на зеркалах или просто на стенах мы можем видеть много мёртвых мух с раздутым брюшком, прикреплённых к стеклу или к стене тончайшими белыми нитями, расходящимися от мухи в виде сияния; это мухи, которые были заражены паразитическим грибком эмпузой.

Теперь стоит другой мухе проползти по такому лучистому «сиянию», как и она заражается спорами грибка и вскоре погибает, распространяя заразу среди мух все шире и шире.

Благодаря этому грибку и другим врагам мух, количество их осенью резко убывает и ещё более уменьшается во время перезимовки. Но на следующую весну уцелевшие самки дадут начало новым поколениям мух и количество их возрастает снова.

Так как личинки мух развиваются в навозе и в нечистотах, то наиболее действенная мера для борьбы с ними — это удаление от жилищ всяких гниющих отбросов и нечистот и санитарное устройство отхожих мест, помоек и мусорных ящиков, которые должны закрываться плотными крышками.

В ямах с нечистотами личинок мух уничтожают нефтеванием, а в навозе — при помощи хлорной извести или раствора железного купороса.

Развитие комнатной мухи
Рис. 254. Развитие комнатной мухи

А — яйца; Б — молодая личинка; В — задний конец личинки 2-го возраста; Г — зрелая личинка; Д — её заднее дыхальце; Е — её переднее дыхальце; Ж — куколка; рядом с ней пустая оболочка ложного кокона.


← Предыдущая статья
Вред, причиняемый мухами
Следующая статья →
Муха-жигалка

Образы животных в пословицах и поговорках

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Лошадь — подарок, и ложка — подарок.

Прямо только вороны летают.

Оружие животных

Устрашающие бивни (клыки)
Устрашающие бивни (клыки)
Животные с бивнями и клыками, имеющие в большинстве своём мирный нрав, применяют ...
Легко тому, у кого есть яд
Легко тому, у кого есть яд
Хищное животное, наделённое необходимой физической силой, крепкими зубами и ...

Книги

Гельминты мелких млекопитающих Самарской Луки
Гельминты мелких млекопитающих Самарской Луки
Монография посвящена эколого-фаунистическому анализу гельминтов насекомоядных ...
Протисты. Руководство по зоологии. Часть 3
Протисты. Руководство по зоологии. Часть 3
Третья часть Руководства по зоологии «Протисты. 3» завершает сводку по протистам.

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100