Борьба за существование в понимании Дарвина

Проблема изучения взаимоотношений между организмами и условиями их жизни в определённых условиях была поставлена Рулье вполне своевременно: как оказалось, над ней уже давно работал Дарвин, и в «Происхождении видов» (1859) ей отведена целая глава III — «Борьба за существование».

Правда, в ней, как об этом говорит само заглавие, на первое место выдвигается борьба в прямом значении этого слова, однако уже в одном из первых разделов этой главы Дарвин даёт весьма важное пояснение, говоря, что термин этот он применяет «в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что ещё важнее) не только жизнь одной особи, но и успех её в оставлении после себя потомства». Далее он поясняет, что и растение на краю пустыни «ведёт борьбу за жизнь против засухи, хотя правильнее было бы сказать, что оно зависит от влажности».

Приводит Дарвин ещё и пример с омелой, которая «борется» с другими растениями тем, что птицы, поедающие её ягоды, невольно способствуют расселению её клейких семян, прилипающих к их клювам.

Таким образом, изучение борьбы за существование, понимаемой в широком смысле, то есть изучение экологических отношений между организмами и окружающей их средой, послужило основой для теории естественного отбора, которая дала материалистическое объяснение и целесообразности в строении организмов, и их восхождению к более высоким ступеням организации в процессе их исторического развития.

Так, в свете учения о естественном отборе сухой костяк классификационной системы облекается живой плотью экологических взаимоотношений. Естественная система животного мира предстаёт перед нами как выражение длительного процесса изменений организмов, протекавшего в течение многих миллионов лет в тесной связи с изменениями их жизненной среды.

Этот процесс нельзя уподоблять прямому восхождению по ступеням лестницы (тогда в современной фауне не могли бы существовать животные низших групп, сохраняющие более примитивный тип организации, не было бы «живых ископаемых» австралийского материка и Новой Зеландии и упрощения организации у паразитических форм); нельзя его представлять и наподобие движения заводного механизма, приводимого в действие заложенной внутри часовой пружиной (в виде ли ламарковской градации или в форме так называемого автогенеза у современных биологов-идеалистов).

Вместе с тем изучение жизни животных, их повадок, их жизненных циклов выходит за рамки дилетантизма и вливается в общее русло зоологической науки. Если, например, для Резеля в XVII веке его тщательные и интересные наблюдения над насекомыми были только «утехами», то для Уоллеса, одного из двух основоположников дарвинизма, мир насекомых дал благодарнейший материал при разработке учения о защитных окрасках и их значении в процессе естественного отбора.


← Предыдущая статья
К. Ф. Рулье как основоположник экологии
Следующая статья →
Аутэкология и синэкология

Образы животных в пословицах и поговорках

Каждая птица своё гнездо защищает.

На свалке своей петух всех главней.

Птичка невеличка, да коготок остёр.

Оружие животных

Строители чехликов
Строители чехликов
Далеко не всех животных природа наделила врождённым надёжным панцирем, и ...
Молятся за пропитание
Молятся за пропитание
Самое известное насекомое с хватательными ногами — богомол обыкновенный. Этот ...

Книги

Пресноводные рыбы. Карманный определитель
Пресноводные рыбы. Карманный определитель
Книга предназначена для определения в полевых условиях наиболее ...
Знаки, символы, языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей
Знаки, символы, языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей
В настоящей книге с позиции биолога рассматриваются некоторые наиболее ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100