Инстинкт и жизненный опыт

У млекопитающих с примитивным развитием головного мозга, как, например, у большинства грызунов, приспособленность поведения к обычным для данного вида условиям внешней среды достигается главным образом наличием у них более или менее сложных инстинктов, которые в достаточной мере обеспечивают их существование в природной жизненной обстановке и на первый взгляд производят впечатление вполне разумных и сознательных действий.

Сюда относятся собирание запасов орехов у лесных мышей, «сенокосы», просушивание сена и уборка его у даурских пищух и тому подобных.

Кстати, любопытно отметить, что такие сложные формы инстинктивного (врождённого) поведения преобладают у видов, у которых весь их век укладывается в более короткие сроки и которые поэтому не успевают накопить достаточного жизненного опыта (вспомним насекомых с их иногда очень сложными инстинктами и короткой индивидуальной жизнью).

Но и у долголетних животных, и у животных, проходящих жизненный цикл в сравнительно короткие сроки, к более или менее ограниченному количеству действующих на них безусловных раздражителей с каждым днем присоединяются бесчисленные сигналы из окружающего мира и вырабатывается ряд соответствующих условных рефлексов. В результате у животного устанавливаются все новые и новые связи, приспосабливающие его к изменяющимся условиям среды.

Таким образом, и у высших млекопитающих, и у млекопитающих с менее сложным строением головного мозга их поведение в течение жизни формируется при более или менее значительном воздействии их индивидуального жизненного опыта. Поэтому, согласно современным экспериментальным данным,, и так называемое инстинктивное поведение, наблюдаемое у млекопитающих, нельзя считать проявлением неизменных автоматических актов, якобы не зависящих от жизненного опыта данного животного и от условий, в которых это поведение складывается.

Поясним это на двух экспериментальных примерах.

Детёныши хищных млекопитающих после материнского молока переходят на свойственную данному виду мясную пищу. Их начинает привлекать уже вид и запах мяса, которое они с аппетитом принимаются поедать, и в этом, казалось бы, проявляется их врождённый инстинкт.

Однако опыт, проведённый под руководством И. П. Павлова доктором И. С. Цитовичем, показал иное. Щенок в течение нескольких месяцев получал только молоко — другой пищи он не знал. Когда ему было предложено мясо, вид и запах этой пищи не произвели на него заметного впечатления и не вызвали слюнного рефлекса (к этому времени щенок был оперирован по методу И. П. Павлова). И только когда он распробовал мясо, у него, уже на основе его индивидуального опыта, создался постоянно подкрепляемый условный рефлекс на вид и запах этой пищи.

Другой интересный опыт, на этот раз над крысой, провёл один из зарубежных зоопсихологов (Д. Лерман). Как известно, крысы в период беременности собирают клочки бумаги, тряпочек и других лёгких предметов и устраивают из них гнездо. Такую их деятельность можно считать хорошим примером врождённого инстинкта, проявляющегося в надлежащее время у любой крысы безо всякого научения или наглядного примера.

Исследователь вырастил самку крысы в особой клетке, в которой не было никаких мягких предметов пли отдельных кусочков; корм крысе давался только в виде порошка, а её испражнения проваливались через решетчатый пол клетки. Затем забеременевшая крыса была помещена в обычные условия клеточного содержания, где к её услугам имелись и клочки бумаги, но она пе стала устраивать гнезда, а когда у неё родились детёныши, она не стала их собирать в одно место в углу клетки, как это всегда делают крысы-матери.

Врождённый инстинкт устройства гнезда и ухода за детёнышами был сломлен в предшествующий период её жизни путём устранения всех вызывающих его безусловных раздражителей в виде разного рода кусочков, обломков и вообще легко перемещаемых предметов. Иначе говоря, и наследственные врождённые инстинкты могут изменяться при изменении внешних условий.

Так стирается резкая грань между врождёнными инстинктами и условно-рефлекторными связями, которыми они обрастают с течением времени; и этим достигается тонкое уравновешение организма со средой, которое необходимо для его существования в природе.

Поэтому более высокое развитие психики на основе накопленного индивидуального опыта, связанное и с более значительным развитием борозд и извилин на коре полушарий переднего мозга, получает особенно важное значение для животных, которые характеризуются относительным долголетием и за время своей жизни чаще встречаются с изменениями в окружающей их обстановке, с новыми опасностями и новыми трудностями.

Здесь уместно вспомнить о бобрах, которые способны не только возводить плотины, но и регулировать уровень подпираемой ими воды, а вместе с тем обладают и хорошо развитыми мозговыми полушариями, на которых, в отличие от соответствующих органов других грызунов, уже ясно намечаются мозговые борозды. Добавим к этому, что среди других грызунов бобры выделяются и своим долголетием: при благоприятных условиях они живут около 15–20 лет, а отдельные особи доживают и до 35-летнего возраста (для сравнения отметим, что белки доживают до 5–6 лет, а крысы умирают уже в 3—4-летнем возрасте).


Образы животных в пословицах и поговорках

Волка ноги кормят.

На свинью хоть хомут надень, всё конём не будет.

У гусыни усов не ищи — не сыщешь.

Оружие животных

Самокалечение
Самокалечение
Один из своеобразных способов пассивной защиты, уже наполовину являющийся ...
Смертельные объятия
Смертельные объятия
Среди различных способов боевых действий самый драматичный, пожалуй, тот, при ...

Книги

Полевой фотоопределитель всех видов птиц европейской части России (комплект из 3 книг)
Полевой фотоопределитель всех видов птиц европейской части России (комплект из 3 книг)
Перед вами полевой фотоопределитель птиц европейской части России. Это ...
Гельминты мелких млекопитающих Самарской Луки
Гельминты мелких млекопитающих Самарской Луки
Монография посвящена эколого-фаунистическому анализу гельминтов насекомоядных ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100