Явления конвергенции в классе птиц

На основе данных сравнительной морфологии была коренным образом перестроена классификация птиц. Выяснилось, что из прежнего отряда голенастых цапли (рис. 269) и аисты стоят гораздо ближе к веслоногим — пеликанам и бакланам, чем к журавлям (рис. 270), которые оказались несколько сродни куриным, и чем к куликам (рис. 271) близким родичам чаек.

Ещё более разнородной оказалась группа водоплавающих птиц. Ныне эту группу пришлось разделить на 8 отдельных отрядов (пингвины, чайки, чистики, гагары, поганки, трубконосые, гусеобразные, веслоногие); из них пингвины отличаются от всех других пернатых существенными морфологическими особенностями в строении скелета. Они, по-видимому, ещё в очень отдалённые времена отделились от общей линии развития класса птиц.

Все это означает, что в процессе филогенетического развития птиц наряду с дивергенцией, или расхождением признаков, очень часто имело место и последующее схождение признаков — явления конвергенции.

Конечно, мы и теперь можем говорить о характерных особенностях голенастых пли водоплавающих птиц, однако мы не должны упускать из виду, что в этих случаях речь идёт не об отрядах и вообще не о систематических группах, а о жизненных формах, или экологических типах, сложившихся под влиянием сходных условий существования в результате конвергенции признаков.

Как известно, явления конвергенции наблюдаются и в других группах животного мира, но среди птиц они, пожалуй, наиболее часты и наиболее ярки и маскируют собой систематическую группировку, основанную на скрытых от глаз признаках организации, свидетельствующих о кровном родстве их носителей. Поэтому в школьном курсе зоологии было бы нерационально строить тему «Класс птиц» в виде систематического обзора птиц по отдельным отрядам (подобно тому как изучается класс млекопитающих): учащимся седьмых классов было бы совершенно непонятно, почему журавли, цапли и кулики разнесены по различным и даже не соседним отрядам и почему чайки отстоят так далеко от других водоплавающих птиц.

По этой причине наши школьные программы уже с давних пор предлагают рассматривать многообразие птиц в связи с их местообитанием, образом жизни, родом пищи и способами её добывания, то есть в экологическом, а не в систематическом аспекте, а из систематических групп останавливать внимание на тех, которые могут быть более чётко охарактеризованы по их внешнему виду и биологическим особенностям: надотряд бескилевых (страусы и другие), надотряд пингвинов, отряды куриных, хищных (дневные хищники), сов, воробьиных и голубей.

Сравнение размеров яиц курицы (1), страуса (2) и эпиорниса (3)
Рис. 267. Сравнение размеров яиц курицы (1), страуса (2) и эпиорниса (3)
Серая цапля
Рис. 269. Серая цапля
Серый журавль
Рис. 270. Серый журавль
Ходулочник
Рис. 271. Ходулочник

Образы животных в пословицах и поговорках

За комаром с топором, за мухой с обухом.

На свалке своей петух всех главней.

С деньгами — дракон, без денег — червяк.

Оружие животных

Клетки с гарпуном
Клетки с гарпуном
Среди активно защищающихся животных особого внимания заслуживают стрекающие ...
«Стоногие» ядовитые железы
«Стоногие» ядовитые железы
Многочисленные виды членистоногих, покрытых хитиновым панцирем, обладают ...

Книги

Жужелицы (Coleoptera, Carabidae) запада лесной зоны Русской равнины
Жужелицы (Coleoptera, Carabidae) запада лесной зоны Русской равнины
В результате 20-летних исследований, проводившихся в Беларуси, странах Прибалтики, ...
Обитатели водоёмов. Карманный определитель
Обитатели водоёмов. Карманный определитель
Книга предназначена для определения наиболее распространённых животных, ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2021. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100