Проблема создания естественной системы организмов

Остановимся ещё на одном упрёке, который нередко направляется в адрес Линнея, — упрёке в том, что созданная им система была искусственной, основанной на произвольно выбранных признаках, и, следовательно, принципиально не отличалась от тех искусственных группировок, которые предлагались и его предшественниками. В подтверждение этого приводились курьёзы из области ботаники, где Линней отделил душистый колосок (зубровку) от всех прочих злаков и поставил его рядом с сиренью, а мак отнёс в одну группу с липой и тому подобного.

Но Линней и сам понимал искусственность такой группировки растений, которую он предложил только как временную, необходимую для практических целей их распознавания. Мало того, не кто иной как Линней, поставил перед ботаникой и зоологией проблему создания естественной системы организмов, он же применил и самый этот термин, который в обычном представлении связывается уже с последарвиновскпм периодом, когда в естественной системе стали видеть выражение действительного кровного родства и родословной истории организмов.

Отступив перед трудностями задачи создания естественной системы в области ботаники, Линней непосредственно подошёл к ней при классификации животных. Животный мир он разделил на шесть классов: млекопитающие, птицы, гады, рыбы, насекомые и черви.

Классы млекопитающих, птиц и рыб — это вполне естественные группы, принятые и современной зоологией (заметим, что до Линнея летучих мышей относили к птицам, китов — к рыбам, а к «четвероногим» наряду со зверями относили и ящериц). «Гадами» почти до середины прошлого столетия называли рептилий и амфибий — классы хотя и резко различающиеся между собой в современную нам геологическую эру, но связанные между собой общим происхождением от древнейших амфибий.

Под именем «насекомых» Линней разумел не только насекомых в нашем современном понимании, но и многоножек, пауков и ракообразных — весь тип членистоногих нашей современной систематики, то есть вполне естественную группу. И только «класс червей» оказался чрезвычайно разнородной сборной группой, в которую сваливались все остальные беспозвоночные, в то время ещё мало изученные (позднее роль такой сборной группы перешла к «типу червей», окончательно расформированному уже в текущем столетии).

Правильное понимание Линнеем существа естественной системы видно из того, что в класс млекопитающих он пе побоялся отнести и самого человека, который вместе с обезьянами был объединён в особый отряд приматов, то есть «князей животного царства». Здесь Линней оказался прямым предшественником Дарвина, Гексли и Геккеля, установившим близкое кровное родство человека с высшими обезьянами.

Разработка естественной системы, или естественного метода группировки организмов, имела огромное значение для развития зоологической науки. Отдельные виды животных при всем своём многообразии оказывались связанными между собой ступенчатым сходством, в котором нашли своё выражение различные степени их как бы родственной близости, звучащие в самих названиях «род» и «семейство» (последний термин был введён в науку уже после Линнея). А в дальнейшем в свете учения Дарвина это ступенчатое сходство организмов предстало перед нами уже как отражение их действительного кровного родства, их родословной истории.


Образы животных в пословицах и поговорках

Была бы свинка, будет и щетинка.

Кусают и комары до поры.

Соловья баснями не кормят.

Оружие животных

Бегство постыдно, но полезно
Бегство постыдно, но полезно
Для многих животных жизненно важной формой защиты является бегство. Поведение, ...
Рыба, размахивающая мечом
Рыба, размахивающая мечом
При захвате добычи нападающее животное тяжестью своего тела может увлечь за ...

Книги

Млекопитающие Вьетнама
Млекопитающие Вьетнама
Данная монография посвящена анализу фауны млекопитающих Вьетнама. В книге ...
Жизнь животных. Том 5. Птицы. А-К
Жизнь животных. Том 5. Птицы. А-К
Имя Альфреда Брема, знаменитого путешественника и знатока животного мира, ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100