Может ли очеловечиться шимпанзе?

Нередко учащиеся при ознакомлении с приматами или при изучении вопроса о происхождении человека задают преподавателю вопрос о том, могут ли современные человекообразные обезьяны (например, шимпанзе) когда-нибудь, ну хотя бы через миллионы лет, очеловечиться и, в свою очередь, «выйти в люди».

Ответ на такой вопрос приходится дать отрицательный: и шимпанзе, и другие современные человекообразные в процессе исторического развития уже миновали ту «узловую станцию», или тот «перекрёсток», с которого открывался путь к очеловечению, и пошли в другом направлении — по пути узкой односторонней специализации, о которой только что была речь выше.

Но, как это в своё время заметил Энгельс, «каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях» Утратив стопоходность, современные антропоиды уже упустили возможность прочно стать, на задние ноги, приобрести прямую походку" (сравните со стопоходящим медведем, легко поднимающимся па задние ноги даже без всякой дрессировки, не говоря уже о цирковых номерах с медвежьими «танцами», «борьбой» и «боксом»).

Но рука человекообразных, даже и освобождённая от участия в ходьбе и лазании (например, у обезьян в сидячей позе), при своей специализации уже утратила возможность превратиться в человеческую руку — ту руку, которая «является не только органом труда, она также и продукт его».

У антропоидов же, как мы видели, в связи с приспособленностью к древесному образу жизни большой палец уже далеко продвинулся по пути обратного развития, а потому их рука уже мало пригодна для каких-либо трудовых действий (рис. 493): если шимпанзе приходится брать какой-либо мелкий предмет вроде горошины, он обыкновенно захватывает его между указательным и средним пальцами, не прибегая к помощи короткого большого пальца.

Наконец, как уже упоминалось, современные человекообразные живут небольшими семейными группами и утратили стадный образ жизни; между тем «вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков».

Стопа гориллы (А) и шимпанзе (Б)
Рис. 493. Стопа гориллы (А) и шимпанзе (Б)

Образы животных в пословицах и поговорках

Ворона хоть и за море летала, а всё белой не стала.

На ловца и зверь бежит.

Чует кошка, чьё мясо съела.

Оружие животных

Вот мой яд, куда стрелять?
Вот мой яд, куда стрелять?
Многочисленные незащищённые животные в случае опасности выделяют отпугивающее ...
Змеиный яд
Змеиный яд
Существует несколько объяснений образования змеиного яда. В соответствии с ...

Книги

Рыбы Среднего Урала. Справочник-определитель
Рыбы Среднего Урала. Справочник-определитель
Книга содержит справочные материалы по фауне, экологии, морфологии рыб Среднего ...
Биологические основы зоологии в 2 томах (в одной книге)
Биологические основы зоологии в 2 томах (в одной книге)
Москва, 1923 год. Государственное издательство. Издание с 485 рисунками в тексте.

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100