Составляют ли черви единую систематическую группу?

У Линнея в его «Системе Природы» все животные, не обладающие позвоночником, были разделены только на два класса — «класс насекомых» и «класс червей». Первый из них объединял в себе не только насекомых в нашем современном смысле, по и многоножек, пауков и раков, то есть соответствовал современному типу членистоногих; следовательно, он составлял единую естественную группу, хотя и подразделяемую теперь на несколько отдельных классов.

Что же касается линнеевского «класса червей», то в него попали самые разнообразные животные, которым не нашлось места в предшествующих группах, — от простейших до моллюсков и иглокожих. Объясняется это тем, что во времена Линнея внутреннее строение низших животных было ещё слишком мало изучено.

С начала XIX века дело изучения внутренней организации животных значительно продвинулось вперёд. На основе новых данных от червей были отделены животные низших групп — наши современные простейшие и кишечнополостные (сначала вместе с губками), а затем в качестве особых типов были выделены моллюски и иглокожие. Но и после этого «тип червей» оставался группой, в которую включались животные, очень разнообразные по внешнему виду и по внутреннему строению, и поэтому он был подразделён на несколько подтипов.

Позднейшие исследования ещё более углубили эти различия, и сейчас прежние подтипы «плоских червей», «круглых червей» и «кольчатых червей» рассматривают уже как отдельные самостоятельные типы, равноценные типам кишечнополостных, моллюсков, членистоногих.

Однако и современная зоология пользуется названием «черви», но применяет его уже не как название определённой систематической категории, а как привычное общее понятие; его можно сохранить в научной литературе потому, что при всей разнородности отдельных групп, обозначаемых этим именем, все они располагаются в зоологической системе рядом, не нарушая порядка естественной классификации.

Практическое удобство объединения всех этих животных под общим условным названием состоит в том, что некоторые общие признаки различных типов «червей» могут быть «вынесены за скобку», а это даёт экономию времени на их изучении; для школьного же курса оно удобно ещё и потому, что оно позволяет внутри этой сборной группы произвести некоторые перестановки, вызываемые методическими соображениями, например начинать ознакомление с этими животными не с низшей группы плоских червей, а с дождевого червя — представителя наиболее высокого по уровню организации типа кольчатых червей, или кольчецов, как это принято в действующих ныне школьных программах.


Образы животных в пословицах и поговорках

За комаром с топором, за мухой с обухом.

Мастер из печёного яйца цыплёнка вытащит.

Чует кошка, чьё мясо съела.

Оружие животных

Отвечающие ударом на удар
Отвечающие ударом на удар
Многие животные, подвергшиеся нападению, не ограничиваются тем, чтобы спрятаться, ...
Змеиный яд
Змеиный яд
Существует несколько объяснений образования змеиного яда. В соответствии с ...

Книги

Веслоногие раки (Copepoda)
Веслоногие раки (Copepoda)
В монографии приводятся сведения о внешней фенологии, распространении, биологии ...
Основы сравнительной анатомии позвоночных животных
Основы сравнительной анатомии позвоночных животных
Санкт-Петербург, 1899 год. Издание А. Ф. Маркса. Издание с 289 рисунками. Типографский ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100