Мозг и психика

С уровнем развития головного мозга или, точнее, с развитием коры его полушарий связана и высшая нервная деятельность животного — его психика, внешним образом выражающаяся в его поведении.

Естественно, что у млекопитающих низших групп, обладающих мозгом и менее объёмистым и не имеющим борозд и извилин, психика более примитивна и поведение менее сложно, чем у высших млекопитающих, обладающих мозгом более сложного строения. Наиболее сложная система борозд и извилин характеризует мозг человека — выходца из рядов класса млекопитающих и ближайшего родича обезьян, но, в отличие от любого животного, уже обладающего разумом, то есть способностью мышления, оперирующего не только представлениями, но и понятиями, свойственными только человеку.

Однако «нам общи с животными все виды рассудочной деятельности», как отметил это Энгельс, поясняя, что сюда входят индукция и дедукция, анализ и синтез.

Это положение как будто находится в противоречии с учением об условных рефлексах И. П. Павлова, который по отношению к животным отвергал терминологию психологов и даже «штрафовал» своих сотрудников за такие выражения, как собака «догадалась», «захотела», «пожелала» и так далее.

Однако нельзя забывать, что И. П. Павлов в своих лабораторных исследованиях как раз и ставил перед собой задачу расшифровать физиологическую основу поведения животных, скрывающуюся за этими привычными для нас выражениями. Поэтому смысл его запретов и штрафов заключался не в отрицании действительной близости сходных явлений в поведении животных и человека, а в борьбе с кажущимися, мнимыми объяснениями, которые в лучшем случае носят только описательный характер, но нисколько не помогают познанию сущности наблюдаемых явлений.

Вместе с тем дарвинист И. П. Павлов, изгоняя из физиологии антропоморфические выражения, вовсе не ставил этим непреодолимой преграды между высшими млекопитающими и человеком, а собакам уделял так много внимания потому, что эти животные оказались наиболее удобным объектом для экспериментальной работы по созданию «настоящей физиологии» головного мозга — в конечном счёте мозга человека.

Так, разбирая описанный немецким зоопсихологом В. Келером опыт с собакой, сильно привлекаемой запахом и видом мяса, положенного снаружи у самой её клетки, чтобы достать лакомый кусок, И. П. Павлов переводит описание этого опыта на физиологический язык учения о рефлексах (запаховый центр собаки «по закону отрицательной индукции тормозит остальные анализаторы, остальные отделы полушарий»), а затем перекидывает мост к человеку, видя в этом процессе воспроизведение «механизма нашей задумчивости, сосредоточения мысли на чем-нибудь, когда мы не видим и не слышим, что происходит перед нами», воспроизведение механизма так называемого «ослепления под влиянием страсти».

«Я уверен, — продолжает И. П. Павлов, — что при настойчивом экспериментировании многие другие и более сложные случаи поведения животного и человека оказались бы понятными с точки зрения многих установленных правил высшей нервной деятельности».


← Предыдущая статья
Нервная система

Образы животных в пословицах и поговорках

Каждая птица своё гнездо защищает.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

Рыба с головы гниёт.

Оружие животных

Бегство постыдно, но полезно
Бегство постыдно, но полезно
Для многих животных жизненно важной формой защиты является бегство. Поведение, ...
Рыба, размахивающая мечом
Рыба, размахивающая мечом
При захвате добычи нападающее животное тяжестью своего тела может увлечь за ...

Книги

Сокола-кречеты
Сокола-кречеты
Перед вами — итоговый труд выдающегося советского зоолога и одного из крупнейших ...
Всё о животных
Всё о животных
Прекрасно иллюстрированный справочник рассказывает обо всех группах ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100