«Ступени развития» по Ламарку

Для Ламарка, автора первой последовательно разработанной теории эволюции животного мира, одновременное существование и высокоорганизованных и низших животных не только не противоречило идее развития, но и послужило основой для его теоретических построений.

В те времена в науке ещё господствовало ошибочное представление о самозарождении низших организмов, а потому инфузории и другие микроскопически мелкие существа представлялись новичками в нашем мире, не имеющими за собой никакого исторического прошлого и ещё «не успевшими» подняться на более высокую ступень развития. Что же касается животных более сложного строения, то в них Ламарк видел изменившихся потомков простейших организмов, зародившихся на Земле в более давние времена, а общее повышение их организации объяснял «стремлением к прогрессу», якобы свойственным всей живой природе, или иначе — принципом «градации», то есть восхождения по ступеням лестницы (общеизвестное слово «градус» по латыни прежде всего означало «ступеньку»).

Значительно позже — уже в эпоху Дарвина и Пастера — те же воззрения, и притом в ещё более определённой форме, пытался отстаивать авторитетный в то время ботаник-морфолог проф. К. Негели.

«Теперешняя флора и фауна, — писал этот учёный уже в 1865 году, — не имели бы низших организмов, если бы царства (растительное и животное) происходили от одной только, явившейся вначале клеточки — первообраза. Но если, как я старался доказать, произвольное зарождение имело место во все времена, то и постоянно должны были существовать все формы организации от самых низших до самых высших, так как развитие рядов постоянно начиналось снова и проходило восходящие ряды, которые уподоблялись прежним, но, вследствие переменившихся обстоятельств, являлись в изменённой форме»

Мы видим, что в представлении и Ламарка и Негели животный мир рисовался чем-то вроде хорошо укомплектованной школы, которая ежегодно производит приём новичков в начальные классы, а затем последовательно ведёт их по всем ступеням обучения согласно утверждённому учебному плану, причём, как правило, учащиеся разных возрастных групп не были связаны какими-либо степенями кровного родства.


Образы животных в пословицах и поговорках

Быть бычку на верёвочке.

Метил в ворону — попал в корову.

С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Оружие животных

Копыто — эффективное оружие защиты
Копытоэффективное оружие защиты
Копыта, покрывающие концы пальцев копытных животных, пригодны не только для ...
Вампир
Вампир
Среди летучих мышей также встречаются кровососы. Западная литература ужасов, ...

Книги

Введение в зоопсихологию. Учебно-методическое пособие
Введение в зоопсихологию. Учебно-методическое пособие
В учебно-методическом пособии представлены вопросы, входящие в базовый учебный ...
Биология насекомых
Биология насекомых
В настоящей книге содержатся сведения о морфологии и физиологии насекомых, об ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100