Микроскоп

Во второй половине XVII века наука обогатилась новым и очень важным орудием исследования — микроскопом. Этот прибор впервые обнаружил перед изумлёнными наблюдателями целый мир разнообразных организмов, которые для невооружённого глаза оставались невидимыми из-за своих крайне мелких размеров.

Изобретение микроскопа в эту именно эпоху не было простой случайностью. XVI и XVII столетия были эпохой крупных исторических событий и важных открытий в области естествознания. К тому времени в различных странах Западной Европы выросли крупные городские поселения. В городах развивались ремесла и торговля, здесь могли найти хороший заработок искусные мастера и предприимчивые купцы, и, таким образом, с развитием городской жизни выделился и приобрёл большую силу новый класс людей — буржуазия (это слово в переводе на русский язык как раз и означает «горожане»).

Стремление увеличить свои прибыли заставило ремесленников и купцов заботиться об усовершенствовании техники производства, о расширении торговли с другими странами и развитии мореплавания, которое к тому времени уже принесло ряд крупнейших географических открытий и дало европейским странам господство в богатых заморских колониях.

В свою очередь, развитие мореходства потребовало усовершенствования астрономических приборов и подзорных труб и вызвало к жизни искусство шлифовки оптических стёкол для этих инструментов. Из подобных же стёкол только при ином их расположении оказалось возможным построить оптический прибор и для других целей — сконструировать микроскоп.

Впрочем ещё до изобретения сложного микроскопа в виде трубки с объективом и окуляром для рассматривания мелких предметов применялись двояковыпуклые стекла, или линзы, — то, что мы теперь называем лупами. И как раз при помощи крошечного очень тщательно отшлифованного двояковыпуклого стёклышка знаменитый голландский микроскопист Антоний Левенгук впервые открыл неведомый прежде мир очень мелких существ, недоступных для невооружённого глаза.

Левенгук не был профессиональным учёным. Вначале он занимался торговлей, а затем занял скромную должность при суде в своём родном городе Дельфте. Всё своё свободное время он посвящал шлифовке увеличительных стёкол, с тем чтобы потом с их помощью «усладить глаза и душу» рассматриванием различных мелких предметов.

Его «микроскопы» (а их он изготовил до двухсот) были собственно простыми лупами с одной только линзой: в маленькой металлической пластинке, укреплённой на небольшой рукоятке, было прорезано круглое отверстие диаметром чуть больше булавочной головки, и в это окошечко вставлялось такое же маленькое увеличительное стёклышко.

Одна сторона этого стёклышка была обращена к глазу наблюдателя, а с противоположной стороны на тоненьком стержне помещался объект, который надлежало рассмотреть. Наблюдатель брал такой микроскоп за рукоятку и рассматривал помещённый за линзой предмет в проходящем свете: на фоне окна или какой-либо ярко освещённой поверхности.

Благодаря необыкновенной тщательности шлифовки стёкол Левенгук добивался увеличения до 270 раз; для простой лупы это был результат совершенно исключительный и никем более не превзойдённый.

Левенгук, как и другие микроскописты тех времён, ещё не имел какого-нибудь определённого плана своих исследований; подобно тому как это и теперь делают новички, которым впервые попадает в руки лупа, он пробовал рассматривать при помощи своих стёкол самые разнообразные предметы, какие попадались ему под руку: крылья мух, чешуйки бабочек, пыль, плесень.

Однажды ему пришла мысль рассмотреть под микроскопом стеклянную трубочку, наполненную застоявшейся в кадке водой. К величайшему своему изумлению, он увидел в ней множество «анималькулей», то есть «зверюшек», мельчайших живых существ разнообразной формы, быстро снующих в различных направлениях. Это важное в истории науки событие произошло в сентябре 1675 года.

В следующем году, продолжая свои наблюдения, Левенгук облил водой толчёный перец и через несколько дней взял для исследования под микроскопом каплю полученного настоя: он предполагал, что таким образом ему удастся увидеть, чему именно обязан перец своим жгучим вкусом. Однако вместо ожидаемых частиц, вызывающих острый вкус перца, Левенгук увидел в этом настое те же существа, которые он ранее открыл в капле стоячей воды, по только в гораздо большем количестве.

Такое же многочисленное население было обнаружено и в настоях из сена, листьев и других растительных остатков. Поэтому учёные того времени назвали все эти мелкие существа «настоечными» животными, а по-латыни «инфузориями» (от слова infusum — настойка). Впрочем в позднейшие времена это название осталось только за одной определённой группой низших микроскопических животных.


← Предыдущая статья
Зоологические виды и подвиды
Следующая статья →
Инфузории

Образы животных в пословицах и поговорках

Заяц от лисы, а лягушка от зайца улепётывает.

Молоко у коровы на языке.

С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Оружие животных

Актинии, или морские цветы, вместо пистолета
Актинии, или морские цветы, вместо пистолета
Высокую школу активной защиты показывает, несомненно, живущий в морях Тихого ...
Рыба, размахивающая мечом
Рыба, размахивающая мечом
При захвате добычи нападающее животное тяжестью своего тела может увлечь за ...

Книги

Сцелиониды Палеарктики (Hymenoptera, Scelionidae). Подсемейство Scelioninae
Сцелиониды Палеарктики (Hymenoptera, Scelionidae). Подсемейство Scelioninae
Рассматривается группа яйцеедов-сцелионин, представляющих большой научный ...
Привычка и инстинкт
Привычка и инстинкт
Книга будет полезна зоологам, орнитологам, специалистам по поведению животных и ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2017. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100