Зоология в советской школе

Биологический (экологический) принцип был творчески воспринят и при разработке биологических курсов для советской школы.

В своём прежнем «чистом» виде биологическое направление рассматривало живые организмы в их отношениях к условиям окружающей их природной среды, но почти совсем игнорировало деятельность человека, считая его только нарушителем естественного порядка, исторически сложившегося в органическом мире, или нерасчётливым потребителем готовых даров природы. Теперь в поле зрения школьной биологии помимо других факторов среды включается и хозяйствующий человек, и перед ней встала новая: проблема — раскрытие перед учащимися единства теории и практики.

В процессе учебно-воспитательной работы школ по курсу зоологии эта проблема освещается в различных аспектах. На материале курса учащиеся осознают, что успешная борьба с возбудителями и переносчиками заболеваний, с глистными инвазиями, с вредителями сельского хозяйства возможна только на основе научных знаний, а эти научные знания были добыты благодаря насущным требованиям практики, которая заставила исследователей уделить особое внимание изучению наших явных недругов и скрытых врагов.

Требования практики вызвали и более пристальное изучение животных, имеющих промысловое значение, в целях более правильного использования этих производительных сил природы, и учащимся прививается разумное, хозяйское отношение к этим природным богатствам, требующим охраны от браконьерства, бесхозяйственности и бессмысленного уничтожения. На материале курса учащиеся увидят, как в процессе выполнения задач, выдвигаемых практикой, были получены знания, имеющие важное теоретическое значение (разгадка жизненных циклов различных паразитических форм, природа поведения общественных насекомых, закономерности миграций рыб и так далее).

Наконец, в процессе общественно полезного и производительного труда учащиеся уже на деле, на своём личном опыте, постигают тесное взаимоотношение теории и практики и так далее.

В такой форме школьный курс зоологии, построенный на биологической основе и раскрывающий в своей области единство теории и практики, занимает своё важное место в деле воспитания у учащихся активного внимания к окружающей их природе и правильного диалектико-материалистического миропонимания.


Образы животных в пословицах и поговорках

Всяк сверчок знай свой шесток.

Кошка только на мышей и храбра.

Скотину водить — не разиня рот ходить.

Оружие животных

Клетки с гарпуном
Клетки с гарпуном
Среди активно защищающихся животных особого внимания заслуживают стрекающие ...
Любопытные акулы
Любопытные акулы
От способа боевых действий хищных птиц, заключающегося в броске вниз на ...

Книги

Паразиты рыб озера Байкал (фауна, сообщества, зоогеография, история формирования)
Паразиты рыб озера Байкал (фауна, сообщества, зоогеография, история формирования)
Книга подготовлена на основе собственных данных автора, собранных в течение 20 лет ...
Гидра. От Абраама Трамбле до наших дней
Гидра. От Абраама Трамбле до наших дней
Первый выпуск серии «Разнообразие животных» посвящён гидре. В книге рассказано о ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2018. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100